Паисий Святогорец. Семейная жизнь

БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ
СЛОВА
Том 4
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Юные на жизненном пути

Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. Я знаком с молодыми ребятами, которые очень тревожатся и стараются разрешить все свои проблемы сразу. В конечном итоге они запутываются и оставляют учебу. К примеру, им надо закончить университет, а они чрезмерно беспокоятся по поводу создания семьи или ухода в монастырь. В результате они отстают в учебе и запутываются еще больше.

«Или в юности женись, или юным постригись» - гласит пословица. Девушке особенно важно принять решение о выборе жизненного пути до того, как ей исполнится двадцать пять лет. После двадцати пяти лет уже не так просто выйти замуж или уйти в монастырь, потому что девушка начинает думать о том, что будет подчиняться чужой воле. Чем старше становится девушка, тем больше у нее появляется прихотей и капризов. А кому она такая нужна?

У некоторых людей есть большая гордость, эгоизм, и потому Бог им не помогает. Некоторые ребята из года в год приезжают на Афон, приходят ко мне в каливу и спрашивают: «Что же хочет от меня Бог, отче?» Можно подумать, что Бог испытывает в них нужду! Ни монахами они не стали, ни семью не создали. Можно подумать, что они золотые и боятся, что их – словно простую железку – используют в какой-нибудь железобетонной конструкции.

Я всегда подчеркиваю, что до брака юный должен стараться жить, насколько возможно, более духовно и беречь свое целомудрие, которое обеспечивает ему двойное здравие. Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни. Нынешний мир похож на засеянное пшеницей поле. Пшеница начала колоситься, но на поле зашли свиньи и всю ее истоптали, перерыли. И сейчас это поле выглядит так: перепаханная трава, земля, втоптанные в грязь колосья, и лишь кое–где по краям высятся нетронутые колоски пшеницы. Погляди на тех матерей, которые до брака жили в целомудрии. Они умиротворены, несмотря на то, что обременены кучей хлопот.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ
стр. 19 - 64

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О слаженной семье

Прежде всего нужно постараться найти хорошую девушку, которая придется юноше по сердцу. Потому что сердце каждого располагается к людям по-своему. Кто-то испытывает приязнь к одному человеку, кто-то к другому. Надо смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть больше внимания надо обратить не на внешнюю, а на внутреннюю красоту будущей невесты. Если девушка – человек надежный, если она наделена мужеством – но не больше, чем оно необходимо женскому характеру, - это очень поможет будущему супругу во всех трудностях проходить с ней к полному взаимопониманию и не мучиться головной болью. Если же у нее есть еще и страх Божий, Есть смирение, то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира.

Бог премудро распорядился всем. Мужчину он наделил одними дарованиями, женщину – другими. Он дал мужчине мужество для того, чтобы тот находил выход из трудных ситуаций и для того, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устроиться.

Имея разные характеры, супруги могут больше достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, а другой будут говорить: «Ну дай ты детям немножко свободы». Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать что вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии.

Между собой супруги должны иметь очищенную любовь – для того, чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь – ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что терпение сохраняет семью от распада

В семье один из супругов должен смиряться перед другим, он должен не только подражать его добродетели, но и терпеть его причуды. Относиться к происходящему подобным образом помогает размышление о том, что Христос принес Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным, терпит нас всех – миллиарды людей – тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем задолженности за собственные грехи.

С некоторыми женщинами все понятно – у них есть какие-то грехи и, мучаясь таким образом, они за них расплачиваются. Но ведь есть и другие – у которых таких грехов нет. Эти последние будут иметь чистую мзду за переживаемые ими страдания. Я знаком с одной матерью. В детстве она была подобна ангелу! Добрейшая душа, самый тихий ребенок в семье. И какому же она досталась страшному скандалисту! Как обманулись ее родные! Она вышла замуж за пьяницу, который еще в детстве был отъявленным озорником. И вот сейчас несчастная женщина ходит горбатится по чужим домам, убивается на работе, а муж избивает ее и угрожает ножом. Она переживает настоящие мучения. А ведь у нее четверо детей. Родные этой несчастной дошли до того, что советуют ей развестись, но она отвечает им: «Я думаю еще потерпеть». И терпит.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О РОДИТЕЛЯХ И ИХ ОБЯЗАННОСТЯХ
СТР. – 67 – 128

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О рождении детей

Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению.

Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие – стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь божественному промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях.

Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особую заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития – при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребенок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом.

Однако не только дети, но и родители в многодетных семьях имеют богатое сердце. Помню, как во время оккупации в одном из соседних домов малыш остался круглым сиротой. Один бедняк – глава семьи, в которой было десять детей, - пожалел несчастную сиротку, взял его в свой дом и вырастил вместе со своим родными детьми. И знаете, какие благословения подавал впоследствии этому человеку Бог! Да разве Бог может оставить без помощи человека, имеющего такое любочестие?

Аборт – это страшный грех. Аборт – это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещеных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О роли матери в воспитании детей

Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.

Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать ее. В этом случае родившийся ребенок будет ребенком освященным и родителям не придется испытывать с ним трудностей – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастет.

Мать должна кормить ребенка грудью – чем дольше, тем лучше. Материнское молоко дает детям здоровье. Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не только молоком: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером. Но, кроме того, кормление грудью помогает и самой матери. Если матери не кормят своих детей грудью, то в их организме возникают аномалии и это может привести (к раку) и удалению груди.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Об ответственности родителей за воспитание детей

Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и, в свою очередь, будут помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдет ли в органы власти или займет еще какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски.

Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать: своим примером, своим послушанием супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение отличное от мнения отца, то она никогда не должна высказывать этого мнения перед детьми, чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдывать. К примеру, если отец поведет себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».

Если родители материально обеспечены, то они ответственны за будущее своих детей. Конечно, главное, чтобы они воспитали их хорошими людьми, потом помогли им получить образование или выучиться профессии, чтобы дети могли зарабатывать себе на хлеб. Потом родители должны приобрести им какой-то домик и так далее.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДЕТИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ
СТР. 131 - 158

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О детях, их радостях и их трудностях

Дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы. Как монах в монастыре имеет Старца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребенок должен открывать себя родителям. Правильно, если ребенок сначала исповедуется своей матери и потом духовнику.

Ангел Хранитель – это Промысл Божий, проявление Его домостроительства о человеке. Ангелы особо покрывают маленьких детей. Одна мать как-то раз пошла в поле работать и взяла с собой младенца. Покормив его грудью, она положила его в колыбель и пошла работать. Когда спустя время она подошла посмотреть младенца, то увидела, он держит в руке и с любопытством рассматривает змею! Когда мать кормила младенца грудью, вокруг его рта осталось молоко. И вот змея подползла к малышу и слизывала молоко с его личика. Младенец схватил змею. Увидев его, мать закричала, ребенок испугался, раскрыл свою ручку, и змея уползла! Бог хранит детей.

Для того чтобы не поскользнутся на сладкой горке мирского падения, которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет ее от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы (старших) – особенно в критическом возрасте отрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании родителям скрыта их собственная польза, так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Об уважении и любви детей к родителям

Ребенок должен понять, что если иной раз родители дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви – для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствии радовался.

Человек, заботящийся о своих родителях, имеет великое благословение от Бога. Один молодой человек, женившись, поделился со мной своими планами: «Геронда, я хочу построить дом и в нижнем этаже устроить две маленькие квартирки для моих родителей и для тещи с тестем». Знаете, как это меня растрогало! Знаете, сколько благословений я дал этому человеку! Удивительно: почему многие супруги этого не понимают?

Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим. Поэтому дети должны позаботиться получить его. Особенно великое дело – благословение матери! Один человек говорил: «Каждое слово моей матери – это золотая монета».

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
СТР. 162 - 208

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О духовной жизни в семье

Возлюбив Бога, признав Его великую Жертву и Его благодеяния, а также с рассуждением принудив себя к подражанию Святым, человек быстро освящается: он начинает смиряться, чувствовать свое непотребство и великую неблагодарность Богу.

Сегодня люди сами усложнили свою жизнь, потому что они не довольствуются малым, но постоянно гоняются за материальными благами. Однако те, кто хочет жить настоящей, неподдельной духовной жизнью, прежде всего должны научиться довольствоваться малым. Если люди упростили свою жизнь, если она не обременена многими хлопотами, то это освободит их от мирского духа, и даст им время для духовных занятий. В противном случае, стараясь поспеть за модой, люди будут уставать, терять мир и тишину и приобретать великую душевную тревогу.

Иногда Благий Бог от Своей безграничной любви желая, чтобы муж возделал в себе смирение и терпение, забирает Свою Благодать от жены, которая начинает вести себя с «выкрутасами» и обращаться с мужем грубо. В этом случае муж должен не роптать, но радоваться и благодарить Бога за ту благоприятную возможность, которую Он дает ему для подвига.

Молитва в семье обладает великой силой. Я знаю двух братьев, которые своей молитвой сумели удержать от развода своих поссорившихся родителей и не только удержать, но и связать их между собой еще сильней, чем раньше.

Женщина имеет благоговение в своей природе. Но если мужчина, будучи сперва равнодушным к Церкви, потом духовно берется за ум, то он в духовном отношении уверенно идет вперед, а жена за ним не поспевает. Может случится и такое: жена начинает ему завидовать, потому что сама топчется на месте. Если муж хочет помочь жене духовно, пусть постарается связать ее с семьей, ведущей духовную жизнь, в которой жена и муж имеют благоговение – чтобы она захотела им подрожать.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Работа и духовная жизнь

Труд – это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если, еще имея силы, они перестанут трудиться, то начинают унывать. Прекратить работу для таких людей равносильно смерти.

Я заметил, что некоторые маменькины сынки, идя в армию, созревают, закаляются. Армия таким ребятам приносит очень большую пользу. Для того чтобы дети были здоровы, я советую родителям посылать их работать к кому-то и даже платить этому человеку деньги. Лишь бы дети любили работу, которую будут делать.

Любая профессия может быть освещена. К примеру, врач не должен забывать то, что главным образом помогает в медицине, есть Благодать Божия. Поэтому он должен стать сосудом Божественной Благодати. Врач, будучи хорошим, добрым христианином и одновременно хорошим специалистом, помогает больным своей добротой и верой, поскольку он внушает им относиться к болезни мужественно и с верой. В случае серьезной болезни такой врач может сказать больному: «Медицина как наука дошла вот до такого уровня. Однако там, где хватает человеческих знаний, есть Бог, Который творит чудеса».

Многие люди мучаются из-за того, что им не удается прославиться суетными славами или обогатиться суетными вещами. Они не задумываются о том, что от всех этих слав и богатств в жизни иной – то есть в жизни настоящей – не будет никакого толка. Да ведь и перенести-то их в ту иную, настоящую жизнь будут нельзя. Туда мы перенесем только те из наших дел, с помощью которых здесь, на земле, получим «заграничный паспорт» для предстоящего и вечного путешествия.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О воздержании в повседневной жизни

С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботиться (лишь) о благе своей плоти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой. К несчастью, вопрос аскезы, подвижничества отодвинули на задний план даже люди, принадлежащие к Церкви.

Как-то раз один очень простой человек, имевший десять детей, пришел на исповедь, и духовник благословил его причаститься. «Эх, батюшка, - ответил тот. Куда мне там причащаться! Ведь кушаем-то мы с маслицем. Я ведь работаю. И дети мои тоже» - «А много ли ты масла добавляешь в пищу?» - спросил его духовник. «Две ложки растительного» - ответил тот. На одиннадцать душ всего- навсего две ложечки растительного масла. И при этом его еще мучил помысл!

Я знал мирян, освятившихся от той аскезы, которую они совершали. Да вот не так много лет назад на Святой Горе трудился один мирянин со своим сыном. Они проработали на Афоне долгое время. Потом у них на родине нашлась работа и отец принял решение уехать со Святой Горы, забрав с собой и ребенка, чтобы вся семья жила вместе. Однако сына привела в умиление аскетическая жизнь монахов, и он, помня о мирской жизни с ее душевной тревогой, возвращаться не захотел. Этот юноша был неграмотным, но очень чутким, он имел многое любочестие и простоту.

Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек похож на дырявый бак, в котором ничего не держится.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
СТР 212 - 276

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

«Проидохом сквозе огнь и воду…»

Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было необходимо для моего спасения».

Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведь и врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больные исцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечет за собой и здравие тела, и спасение души.

Настоящая радость рождается от той горечи, которую с радостью человек вкушает за Христа – Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоваться тогда, когда на него находят испытания, а сам он при этом не давал для него повода.

Мы должны молиться за тех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние, просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этим людям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения, выбрасывать всю горечь (обид и неприязней) и помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Если ты потерпишь клевету и, после этого, чистота твоей совести станет ясной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившему тебя от человеческой клеветы, для того, чтобы ты не пал жалкой жертвой».

ГЛАВА ВТОРАЯ

О болезни

Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, - это немного терпения. Бог попускает болезнь, для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу.

Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике – которая не логична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть.

Когда человек в полном порядке в отношении здоровья, то это как раз значит, что-то у него не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел.

Когда я жил в общежительном монастыре Есфигмен, туда однажды приехал один святой епископ, очень старый, по имени Иерофей. Он был на покое и подвизался в скиту Святой Анны. Когда, уезжая, он садился на лошадь, у него задрались брюки и все увидели его страшно опухшие ноги. Монахам, которые помогали ему сесть на лошадь, стало жутко. Епископ понял это и сказал: «Это самые лучшие дары, которыми наградил меня Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал».

Вчера вечером, идя в храм на бдение, я увидел в одном уголочке отца с малышом на инвалидной колясочке. Я подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. «Ты знаешь о том, что ты Ангел?» - спросил я его. А его отцу я сказал: «Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай». Их лица просияли от радости, потому что они почувствовали божественное утешение.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О том, что телесное увечье – это благословение Божие

Если люди не уразумеют глубочайшего смысла жизни, то они мучаются даже от тех благословений и благоприятных возможностей, которые Бог дает им для их спасения. А тот, кто располагает себя правильно, радуется всему. Он хромой? А он этому радуется! Он не очень умный? А он и этому радуется! Гол как сокол? И этому он радуется.

Если люди увечные не ропщут, но смиренно славословят Бога и живут с Ним, то в Раю они займут лучшее место. Бог поместит их вместе с исповедниками и мучениками, которые ради Христовой любви отдали свои руки и ноги, и сейчас в Раю они с благоговением лобызают руки и ноги Христа.

Есть такие матери, которые узнав во время беременности, что ребенок родится увечным или умственно отсталым, делают аборт и убивают свое дитя. Они не думают, что у этого ребенка тоже есть душа. Многие отцы приходят и говорят мне: «Мой ребенок будет ущербным? Почему Бог делает так? Я не могу этого вынести». Какое же бесстыдство по отношению к Богу несет в себе такое отношение, такое упрямство, такой эгоизм! Такие люди, если Бог им поможет, станут еще хуже.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О духовных законах

Подобно тому, как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы не «сердобольны» и человек не может их изменить. А вот законы духовные «сердобольны», и человек изменить их может. Потому что (в случае с духовными законами) он имеет дело со своим Творцом и Создателем – с Многомилостивым Богом.

То есть в глубине судов Божиих – а Его суды это бездна – мы видим, что Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребенок берется за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог дает тебе по затылку. Говоришь «согреших»? Он подает тебе Свои благословения.

Некоторые люди покаялись в своем грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили, но, несмотря на это, люди своего греха не забывают. Они настоятельно просят у Бога быть наказанными за свой грех в сей жизни – чтобы за него расплатиться. И поскольку они на этом настаивают, Благий Бог исполняет их любочестные прошения. Однако в Своей Небесной сберегательной кассе, в Раю сберегает им мзду и те духовные проценты, которые по ней накапливаются. Такие люди – благородные дети Бога, Его самые любочестные дети. Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. О СМЕРТИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
СТР. 279 - 312

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Об отношении к смерти

Для человека умершего миру и духовно воскресшему, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждет смерти с радостью. Это происходит, потому что он пойдет ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей, он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже живет со Христом и чувствует часть райской радости, еще живя на земле.

Иногда человек, больной раком спрашивает меня: «Как ты думаешь, Геронда, я выживу или умру?» Если ты ему скажешь, что он умрет, то он умрет тут же, на твоих глазах – от расстройства. Если ему об этом не сказать, то он ободряется, относится к своей болезни без страха. «Дозрев», больной человек сам берет на себя свой крест и находит силы преодолевать все, что случается с ним после. А значит, он сможет прожить еще несколько лет, помочь своей семье, подготовится к смерти сам, а также дать возможность подготовить к этому своих родных.

Но мы должны много молиться за тех, кто оканчивает жизнь самоубийством, чтобы Благий Бог что-то сделал и для них. Ведь мы не знаем, отчего они наложили на себя руки, незнаем и того, в каком состоянии они находились в последний момент жизни.

После всего того, что Бог сделал для нас, людей, будет очень неблагодарно, если мы попадем в ад и Его огорчим. Боже упаси попасть в ад не то что человеку, а даже какую-нибудь птичку.

ГЛАВА ВТОРАЯ

«... да не скорбите, якоже и прочии не имущие упования»

Когда мне говорят о том, что какай-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше надо ему бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет.

Конечно, родителям и родственникам умершего ребенка все это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берет его к Себе словно маленького Ангела, а родители рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им следовало бы радоваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: «Придите в Рай и выберите в нем самое лучшее место». А дети ответят Христу так: «Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы с вместе с нами была и наша мамочка», и Христос, услышав прошение детей, найдет способ, чтобы спасти их мать.

Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть – это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. Наша тревога оправдана только в том случае, если человек, который умер, жил плохо (- не по-христиански). К примеру, если он был человеком жестоким, то нам надо за него много молиться – если мы его действительно любим и хотим встретиться с ним в жизни иной.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О жизни после смерти

Когда умирают грешники, из их головы выветривается (земной) хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает все с непостижимой скоростью.

Некоторые обеспокоены тем, когда будет Второе Пришествие. Однако для человека умирающего Второе Пришествие, если можно так выразиться, уже наступает. Потому что человек судится в соответствии с тем состоянием, в котором его застала смерть.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?». Однако, молясь за усопших, мы даем Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Полезнее, чем все поминания и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, отсечь свои недостатки и очистить свою душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живет с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предки страдают.

Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим ветхим человеком, чтобы став новым, он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим – будь они живые или усопшие.

Пусть Благий Бог даст нам доброе покаяние, чтобы смерть застала нас в добром духовном устроении и мы снова вернулись в Его Небесное Царство. Аминь.