История

Земной удел Божией Матери

Гора Афон, Гора Святая,
Не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод.

Эти стихи, написанные в прошлом веке архиепископом Черниговским Филаретом, стали своеобразным гимном афонскому монашеству. Они невольно приходят на память, когда красавец-корабль с гордым названием "Достойно есть" отходит от пристани Свято-Пантелеимонова монастыря и, зайдя в соседние Ксеноф и Дохиар, берет курс на материк.

Природа Афона действительно поражает своими первобытными красотами. Подобно клину, врезался Афонский полуостров в Эгейское море, которое с трех сторон омывает его своими светлыми водами. Узкая полоска суши (80 км в длину и 10-20 в ширину) с севера изрыта оврагами и ущельями, покрытыми зеленым ковром каштанового леса и разнообразной растительности; а в южной оконечности полуострова на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря вздымается неприступная вершина Афона, вся в облаках и туманах. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное.

Каждого, кто впервые попадает сюда, к восточным берегам Македонии (Греция), не покидает мысль, что он оказался в зеленом райском саду, которого почти не коснулась рука человека, что здесь, действительно, престол неба.

Тишину этого священного места нарушает только щебет ласточек да веселое пение соловья; иногда лишь зимой ветер просвистит в горных ущельях или шелестом листьев потревожит царящее здесь безмолвие.

Еще в дохристианские времена Афон вызывал восхищение античных поэтов и философов, окружавших его божественным ореолом. Римский поэт Никандр называл его "исполином, немного ниже звезд, стоящим среди безмерного моря". Но лишь с началом эры христианства раскрылось во всей полноте священное предназначение Афона, когда Божественный Промысл обратил языческую Аполлониаду (так Афон именовался в древности) в Святую Гору.

Бережно хранимое Церковью предание повествует, что, когда по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Святаго Духа, с ними была и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Видя это, Пресвятая Дева сказала апостолам: "Хочу и Я принять участие в трудах евангельской проповеди; а потому желаю вместе с вами бросить жребий, чтобы и Мне иметь для апостольских трудов страну, какую Бог укажет". Апостолы с великим благоговением исполнили желание Божией Матери, причем пал жребий на Иверскую страну (Грузию). Приняв благодать Святаго Духа в огненных языках, Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг является ей Ангел и говорит: "Не отлучайся из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Относительно же страны, доставшейся Тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии; Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда Тебя Сам Бог приведет". Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме в ожидании исполнения ангельского проречения.

В это время (по рассеянии апостолов по вселенной) на острове Кипр был епископом праведный Лазарь четверодневный. Он весьма желал видеть Пречистую Матерь Господню, но, по случаю гонения иудеев на христиан, боялся приехать в Иерусалим. А потому он, по предварительному соглашению с Божиею Матерью, прислал за Ней свой корабль, на котором Она и отправилась в плавание, взяв с собою святого апостола Иоанна Богослова и еще некоторых апостольских мужей. Когда же корабль отплыл далеко от берегов Азии, поднялся сильный ветер, которым и прибило путешественников к Афонской горе.

В это время жители Афона вдруг услышали в идольском капище громкие вопли: "Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Марию, Матерь великого Бога Иисуса!" Народ быстро побежал на морской берег к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Божиею Матерью. Все приняли Ее с великою честью, свели на берег и, обступив Ее всем своим собранием, начали расспрашивать, как Она родила Бога и как этот Бог называется. Пречистая же Матерь Господня благовестила подробно все евангельское учение. При этом Она совершила многие чудеса, и народ принял Святое Крещение. Афонцам был поставлен учителем один из апостольских мужей, прибывших на корабле, которому, вручая новокрещенных, Божия Матерь сказала: "Сие место да будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего". Потом, благословив народ, добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду заступницею места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом". Вторично благословив народ и войдя со святым апостолом Иоанном Богословом и с прочими своими спутниками в корабль, Матерь Божия отбыла на остров Кипр для посещения праведного Лазаря.

Гонения на христиан в первые века не обошли стороной Афонскую гору. Находившиеся на ней храмы несколько раз разрушались до основания. Но жители Афона и во времена гонений, и в последующую эпоху догматических споров и разделений хранили в сердцах обетование Божией Матери и твердо исповедовали православную веру.

По прошествии восьми веков Матерь Божия снова удостоила Святой Афон Своим посещением. Первый афонский пустынножитель, преподобный Петр, еще до своего вселения на Святую Гору, в тонком сне увидел однажды в неизреченном свете Пречистую Деву и предстоящего Ей святителя Николая, который благоговейно и со страхом вопрошал Божию Матерь: "Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?" Божия Матерь на это сказала: "В Афонской горе будет покой его: ибо она есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, — там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы Жизнь Вечную. Весьма бо люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои там будут иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря до моря, и имя их прославлю во всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться".

Приведенный на Афонскую гору Самой Пречистой Девой, преподобный Петр Афонский — безмолвник, первый в длинном ряду пустынников и созерцателей Афона, глава целого племени "исихастов", прожил здесь, в пещере, 53 года. Все это время Матерь Божия не оставляла его Своею помощью, избавляла от многообразных диавольских козней. Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня. В самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у "ревнующих" подражать святому не хватает сил, и они гибнут.

Незадолго до прибытия святого Петра, по особому Промыслу Божию, Афон совершенно обезлюдел — жители оставили его, города и селения опустели, и император Константин Погонат отдал полуостров в вечное владение православным монахам. Почти две тысячи лет не знает эта земля никого, кроме монахов! Со времени первых иноческих поселений и до наших дней на Афон строго запрещен вход женщинам, даже животным женского пола. Сама Матерь Божия следит за исполнением этого древнего запрета. Не раз являлась Она царственным женам, запрещая им ступать на священную землю Афона. Ослушниц же воли Божией Матери ожидала суровая кара.

В 869 г. царь Василий Македонянин, по примеру предыдущих благочестивых царей, оградил права монахов на владение Афоном своей царской грамотой. В благодарность Пречистой за Ее неусыпное попечение о Своем земном жребии иноки воздвигли в Карейском скиту церковь в Ее честь. Ежегодно в храмовый праздник Успения Божией Матери собирались они в эту церковь, чтобы вместе славословить Пречистую и решать общие дела.

С X века начинается новый период в истории Афона. В 963 г. преподобный Афанасий Афонский начинает строительство первого на Афоне общежительного монастыря. Свою Лавру он называет в честь Богоматери и Ее попечению вверяет основанную им обитель. Пречистая не посрамила упования преподобного Афанасия и, укрепив его веру, когда он уже готов был в трудную минуту оставить строительство, явила Себя божественною Домостроительницей (Экономиссой) Афонской Лавры. Уже после смерти святого Афанасия Богоматерь явилась ее настоятелю и повелела, чтобы отныне храмовый праздник обители отмечался не на Благовещение, а в день памяти преподобного Афанасия. "Ибо Меня, — рекла Пречистая, — прославляют во всех обителях святогорских. Так и Я хочу прославить избранного угодника Моего Афанасия".

Два века, последовавшие за основанием Лавры преподобного Афанасия, были временем наивысшего расцвета святогорского монашества. Усердием благочестивых византийских царей на Афоне во множестве восстанавливаются древние и строятся новые обители. Самые известные из них — Иверская, Ватопед, Хилендар — посвящены Божией Матери. Афон приобретает полную независимость в гражданских и церковных делах. Само имя Афона с благоговением произносится императорами и патриархами. Царь Алексий Комнин (XI в.) так отзывается об афонских иноках: "Как Константинополь, этот царь городов, превыше всех их, так царственнейшая и божественная гора (Афонская) превосходнее всех гор во вселенной. А вы (иноки афонские) — наш свет и наша соль. И не только цари христианские, но и самые народы, окрест нас обитающие, и они с нами умиляются и радуются вашему житию сверхчеловеческому".

В это время окончательно складываются три вида афонского монашества, существующие и поныне: монастырское, скитское и келлиотское (отшельническое). Более 50 тысяч иноков подвизались в 180 больших и малых обителях (келлиях). Сюда, под Покров Пресвятой Девы, собирались иноки со всех стран Востока и Запада.

Подобные духовные расцветы Афон переживал не однажды за свою многовековую историю. Чему уподобить их, как не пышному цветению прекрасного сада, где каждый цветок, каждое дерево по-своему красивы и совершенны, и в свое время приносят обильные плоды. Иначе и быть не может, ведь Садовница и Назирательница этого сада день и ночь неусыпно печется о Своем земном уделе. "Сад Панагии (Всесвятой)" — таким поэтичным названием именуется Афон у греков.

О высоте тогдашнего афонского монашества свидетельствовали не только императоры. Сама Игумения Святой Горы в явлении святому игумену Лавры Николаю повторила ему обетования, данные преподобному Петру Афонскому, и прибавила, что «отныне и впредь Святая Гора (Агион Орос) да наречется от всех и новым именем — Святая Польза (Агион Арос), ибо все, кто оставляет мир и приходит, чтобы потрудиться в Моем Жребии, получают великую пользу для спасения души".

Еще не раз после этого наивысшего расцвета были в многовековой истории Афона времена духовного подъема и суровых испытаний. Но даже в самую тяжелую минуту иноки афонские не унывали; смиренно принимали все, что посылал Промысл Божий, и только усердно молили Пречистую Владычицу не оставить Своего Покрова над Святой Горою. Никогда еще Матерь Божия не презирала этих слезных молений. Сколько раз избавляла Она Свой земной жребий от варварских нападений; упреждала о нашествии латинян; укрепляла веру монахов во времена оскудения земных благ, чудесным образом наполняя сосуды вином и елеем. В Лавре Она благоволила быть Экономиссой, в Хилендаре Игуменьей, а в Иверской обители —Вратарницей. Каждое из этих чудес связано с какой-либо иконой Небесной Владычицы, которые зримо свидетельствуют о любви Богоматери к афонским инокам. И, хотя не все чудотворные иконы имеют особые дни празднования (по греческому обычаю все местночтимые иконы Богоматери чествуются в праздник Успения), — они, без сомнения, составляют главный предмет почитания не только афонских монахов, но и каждого благочестивого паломника, приходящего на поклонение афонским святыням.

История афонского подвижничества немыслима без той роли, которую в судьбах Афона сыграла Россия, — как невозможно без Афона представить себе историю Русской Церкви. Особенно упрочилась эта связь после Крещения Руси, когда Покров Богоматери распростерся над нашей землею. Но первая встреча Руси с Афоном произошла столетием раньше, в царствование императора Михаила III (около 842 г.), когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". В это время, вероятно, появились на Афоне первые русские иноки. Один из них основал на Святой Горе обитель с храмом в честь Успения Божией Матери. По афонской традиции монастырь получил имя своего основателя, и уже в самом начале XI в. подпись "монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Русской", стоит под святогорским актом 1016 г. Позднее монастырь получил другое название —Ксилургу, т.е. обитель Древодела: видимо, и на Афоне русские занимались традиционным на Руси столярным и плотническим ремеслом.

Из Успенской обители — Ксилургу русское монашество распространилось не только по всему Афону, но принесло благословение Святой Горы и на Русскую землю.

Сюда, под Покров Богоматери, в самом начале XI в. пришел основоположник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Обойдя все святогорские монастыри и собрав, подобно духовной пчеле, мед благочестия, он воспламенился божественной любовью и, желая подражать равноангельской жизни святых иноков, сам принял постриг в русской обители. После длительного пребывания святого на Святой Горе игумен получил от Бога повеление отпустить его в Россию. Призвав преподобного, он сказал ему: "Антоний! Иди опять в Россию, чтобы и там быть тебе примером и утверждением для других, и пусть будет с тобою благословение Святой Горы!" После этого преподобный Антоний еще однажды приходил на Афон, и вновь после нескольких лет, проведенных в подвигах, возвращался он в Россию, унося с собой благословение Святой Горы. Собравшейся вокруг него уже в России, в Берестовской пещере, братии преподобный Антоний сказал однажды: "Да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, а второе — от Святой Горы". И думается, не случайно воздвигнутую над пещерой церковь преподобный назвал в честь Успения Божией Матери. Как говорится в житии преподобного Антония Печерского, он "принес закон для земли Российской с Афонской горы".

В XII в. русское братство на Афоне так умножилось, что прот Иоанн передал в вечное владение русским инокам монастырь святого великомученика Пантелеймона, сохранив за ним и обитель Ксилургу. Это историческое для русского монашества событие произошло в день Успения Богоматери в 1169 г. По словам современного исследователя, утверждение русских на Афоне явилось "закономерным итогом благочестивого устремления русских подвижников со времени Крещения Руси к высшему иноческому идеалу и приобщению к земному жребию Богоматери".

Благословением Пресвятой Богородицы и Святой Горы росло и набирало силу русское монашество. Крепли и связи России и Афона — двух уделов Божией Матери.

Даже во времена княжеских междоусобиц не прерывалось благодатное общение Русской земли со Святой Горой. Трудности и опасности многомесячного пути не в силах были остановить русских иноков-паломников, подвижническими усилиями которых поддерживалась непрерывная духовная связь не только с Афоном, но через него — со всеми Восточными Православными Церквами, хранительницами духовного просвещения. Ослабевшие во время монголо-татарского нашествия, эти связи с новой силой возрождаются в XIV-XV веках. В то время на Святой Горе подвизались многие русские святые: преподобные Лазарь Муромский, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Нил Сорский, Иннокентий Комельский.

Здесь невозможно удержаться от краткого отступления. Однажды в Хилендарском монастыре я увидел в местном ряду иконостаса в соборном храме икону, которая показалась мне очень знакомой. Подойдя поближе, я не мог поверить своим глазам: украшенная чеканным серебряным окладом, передо мной была Коневская икона Божией Матери, что подтверждала русская надпись на окладе. Как и когда она попала сюда, я так и не узнал, только не раз потом приходил на память рассказ об иноке, который, придя на Святую Гору, не мог ужиться ни в одном монастыре, ибо рукоделием, которым он зарабатывал на хлеб, была чеканка по меди. Через три года "шумный" монах, имея благословение Святой Горы — икону Божией Матери, вернулся с Афона в Новгород. Вскоре на острове Коневец на Ладожском озере он основал обитель, где ввел принесенный с Афона общежительный устав. Этот остров и дал имя замечательному подвижнику, преподобному Арсению Коневскому (f 1444). Незадолго до своей кончины преподобный вновь побывал на Афоне. Пройдя места своих юношеских подвигов, он завещал преемникам хранить благодатное общение со Святой Горой. А принесенная с Афона икона Богоматери с Богомладенцем, держащим на левой ладони голубиного птенца, прославилась многими чудесами под именем Коневской.

Недавно побывал в Греции настоятель Коневского монастыря игумен Назарий, чтобы испросить благословение Святой Горы на труды по возрождению обители. Едва оправившись от безбожной тирании, Россия вновь обращает свои взоры к Афону, этому "Сиону истинной веры".

Не прекращались связи России и Афона и в последующие века. Киево-Печерская Лавра и обитель Пресвятой Троицы на Маковце, Валаам и Соловки — не раз посылали на Святую Гору, как в "школу православного подвижничества", своих ходоков. Поэтому неудивительно, что в России хорошо знали об Афоне и с величайшим благоговением относились ко всякой афонской святыне. Посылая на Святую Гору обильные жертвы, благочестивые русские цари и патриархи просили прислать в Россию списки прославленных афонских икон. Дважды, в 1648 и в 1656 гг., в Москву, по просьбе Патриарха Никона, с Афона приносились списки Иверской "Вратарницы". Пройдя по всей Русской земле, они оросили ее новыми благодатными силами. Этот афонолюбивый Патриарх, желая упрочить связи первого и последнего земных уделов Богоматери, основал на озере Валдай Иверский монастырь, который, по замыслу Никона, должен был стать Новым Афоном, как Воскресенский монастырь стал Новым Иерусалимом. Сюда, на берега реки Истры, в 1663 г. принесена была икона "Троеручица" — точный список с афонской.

Не раз еще Святая Гора благословляла Россию богородичными иконами. В конце прошлого столетия из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря были принесены в Москву иконы Богоматери "Скоропослушницы" и Тихвинской, а на подворье Андреевского скита в Петербурге находилась чудотворная икона "В скорбех и печалех Утешение". Эти иконы были известны многими чудесами и исцелениями, жаль, что их судьба после революции неизвестна. Списки с наиболее почитаемых в России чудотворных афонских икон Богоматери — Иверской, "Скоропослушницы", "Отрады" или "Утешения", "Достойно Есть" — имелись в каждом храме и почти в каждом доме. При этом россияне непременно желали иметь икону с самой Святой Горы, зная, что иноки-святогорцы пишут иконы с молитвой и при строжайшем посте.

В свою очередь, ни откуда на Афон не поступали такие обильные жертвы, как из православной России. Пожертвования посылались не только в Свято-Пантелеимонов монастырь и другие русские и славянские обители — многие греческие монастыри имели в России свои подворья, которые собирали немалые суммы для своих обителей. Память об этих благодеяниях до сих пор сохраняется на Святой Горе. Часто из уст русских паломников я слышал, что ни в одном греческом монастыре их не принимали так тепло и радушно, как в Симонопетре. У симонопетрских монахов, кроме обычного афонского гостеприимства, есть на это свои причины: они помнят, что именно на русские пожертвования их обитель была заново отстроена после пожара 1891 г.

Усердием русских благотворителей почти все чудотворные иконы на Афоне были украшены дорогими ризами с золотом и драгоценными камнями. Не раз мне приходилось видеть, как греческие монахи и миряне при виде этих шедевров от восхищения не могли произнести ни слова, только восторженно качали головами и по-восточному цокали языком. Но стоит ли говорить, что для нас — русских святогорцев и для каждого русского человека, все эти многочисленные украшения храмов и икон: от богатых облачений и священных сосудов до массивных подсвечников и паникадил, — не просто прекрасные произведения русских мастеров, а, в первую очередь — прямые свидетельства искреннего благоговения перед Святой Горой и ее Неусыпаемой Назирательницей, которое всегда отличало православного русского человека, от царя до простолюдина. Это чувство в русском народе было столь глубоко, что даже в суровой северной природе Валаама и Соловков наши предки старались отыскать черты милого сердцу Афона.

"Афонской горой" назвал один из холмов своей Ближней пустыньки — любимое место молитвенного уединения — преподобный Серафим Саровский. Старец питал особую любовь к Афону. Во многих беседах с дивеевскими сестрами он указывал на Святую Гору как на заветный идеал истинного монашества. Особенно нравилась преподобному по-детски чистая и искренняя любовь святогорцев к Божией Матери. Без сомнения, этот избранный угодник Пречистой чувствовал невидимую связь, соединяющую Афон и Дивеево — первый и последний уделы Царицы Небесной на земле. И после блаженной кончины старца эта связь не прерывалась, и в наши дни можно заметить ее зримые проявления. Летом прошлого года, во время своего паломничества на Святую Гору, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П преподнес в дар Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю частицу святых мощей преподобного Серафима. Часть мощей преподобного была подарена и Дохиарскому монастырю, в котором будет устроена первая на Афоне церковь в честь преподобного Серафима Саровского. А в самой России Афонское подворье в Москве поддерживает самые теплые отношения с возрождающейся Серафимо-Дивеевской обителью.

Святую Гору и ее насельников можно уподобить свече, о которой Господь говорит в Евангелии (Мф.5,15). Каждый раз, когда Афон переживал духовный расцвет, его свет распространялся по всему миру. Многие традиции старчества и исихазма, богослужения и устава, книжности и духовного просвещения пришли в славянские земли и в Россию, как лучи этого света. Благодатная сила Афона сообщалась процессам духовного подъема в этих странах, чтобы затем новыми живительными потоками возвратиться на Святую Гору.

Символично, что и в наши дни возрождение афонского монашества промыслительно совпало с трудным, но благодатным временем возрождения Русской Церкви и монашества, за которым, Бог даст, последует возрождение России — Дома Пресвятой Богородицы. Этой надеждой живут все русские святогорцы, которые на несколько десятилетий были почти отторгнуты от России. С ее возрождением связывают они возрождение русского монашества на Святой Горе и потому за каждой литургией молятся: "Богохранимую страну нашу Российскую и всех верных чад ея, во Отечестве и рассеянии сущих, да помянет Господь Бог во Царствии Своем".

О том, что афонское монашество переживает сегодня духовный подъем, свидетельствует каждый, кто бывал на Святой Горе в 50-е — 60-е гг. Один из его несомненных признаков — восстановление общежития во всех 20 монастырях Святой Горы. Вместе с этим в греческих монастырях появилось много молодых иноков, большинство из которых имеют духовное или светское высшее образование. Несмотря на то, что в Греции немало монастырей, эти люди приходят именно на Святую Гору. Но двухтысячное монашеское братство Афона состоит не только из греков, хотя их большинство. Свои обители имеют здесь русские, сербы, болгары и румыны. В некоторых греческих монастырях есть монахи из числа принявших Православие жителей Западной Европы и Америки.

Некоторые из них возвращаются затем на родину и несут миру святогорское свидетельство: основывают монастыри и подворья, издают духовную литературу. Один из таких монастырей основал в Великобритании наш соотечественник архимандрит Софроний, ученик преподобного старца Силуана (f 1938). Даже те из афонитов, которые несут свое служение за пределами Святой Горы, имеют ее благословение и всегдашнее заступничество Божией Матери.

Первое, что поражает при разговоре со святогорцами, — их особенная любовь к Пречистой. Одни живут уверенностью, что Она Сама привела их из мира на Святую Гору; другие на собственном опыте познали Ее милосердие и помощь в различных опасностях и искушениях; третьи несомненно чают, что Она будет ходатайствовать за них перед Божественным Своим Сыном в день Страшного суда. Эта любовь подвигает иноков Святой Горы во всех радостях и печалях обращаться к Ней и непрестанно славословить Бога и Его Пречистую Матерь в церкви и в келейной молитве. На всей Святой Горе свято соблюдается трогательный обычай ежедневного пения Параклиса — Молебного канона Божией Матери.

Когда одного старца спросили, где монахи берут силы, чтобы выстоять долгие — до 15-17 часов — ночные богослужения, он ответил: "Как человек еще до своего рождения имеет в материнской утробе все необходимое для жизни, Господь и Матерь Божия подают нам силы для деннонощного Их славословия. Ибо, хотя Пресвятая и усыновила в лице святого Иоанна Богослова весь человеческий род, особое попечение имеет Она о монахах".

Часами можно слушать такие назидательные рассказы современных старцев-подвижников. О том, например, как бушевавший летом 1990 г. пожар, которым было объято сразу несколько обителей, внезапно угас, лишь только на место пожара была принесена чудотворная икона "Достойно есть" и отслужен молебен Божией Матери. Или, как один инок Григориатского монастыря во время бдения увидел, как с началом пения "Честнейшей" из алтаря вышла прекрасная Жена в игуменском одеянии и начала кадить церковь и молящихся.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре еще недавно были живы монахи, ставшие свидетелями следующего чуда. Когда после революции прекратился поток паломников из России, а вместе с ними и обильные пожертвования в русский монастырь, наша обитель стала испытывать нужду. Запасы таяли с каждым днем, хозяйство из-за нехватки людей постепенно приходило в упадок, а отнятие в 1927 г. греческим правительством всех владений (метохов) афонских монастырей в Греции лишило русский монастырь последних средств к существованию. Тогда же игумен с собором старцев решили, невзирая на строжайшую заповедь великого старца игумена Макария, прекратить обычную раздачу милостыни. (С конца прошлого столетия, когда русские монахи вновь получили в управление Пантелеимоновский монастырь, братия щедро делились всем, что имела эта богатейшая в то время обитель на Афоне. Каждую неделю к воротам монастыря приходили бедные монахи и паломники — греки и славяне — и получали милостыню деньгами, одеждой или продуктами. Никому ни в чем не было отказа.) Об этом решении было объявлено по всему Афону, и в назначенный день к монастырю npишли сотни просителей, чтобы в последний раз получить милостыню. Монахи сфотографировали эту грустную картину.

Когда снимки были готовы, братия не поверили своим глазам: на одной из фотографий, позади многолюдной толпы просителей шла Женщина в светлых одеждах. Когда игумен о.Мисаил узнал об этом, он сразу же отменил предыдущее решение и вместе со всей братией прославил Божию Матерь, Которая таким образом вразумила их и в который раз показала, что раздаяние милостыни во исполнение заветов старцев не должно нарушаться даже при самых трудных обстоятельствах. А снимок с изображением световидной Жены до сих пор хранится в русском монастыре.

А вот что рассказал отец И., который один подвизается в древнем Нагорном Руссике, в часе ходьбы от нашей обители.

— Однажды собирал я с дерева грецкие орехи. Вдруг сук подо мной, видимо гнилой, обломился, и я упал с высокого дерева. Придя в сознание, я почувствовал страшную боль — ни встать, ни пошевелиться не могу. Все кости переломаны, нога вся в крови. Собрался с силами — и за "телефон". "Звоню", "звоню" — то "занято", то не отвечают. Наконец, "дозвонился". "Матерь Божия, — молю, — великомучениче Пантелеймоне, не оставьте погибнуть, помогите!" И что ты думаешь? Не прошло и нескольких часов, слышу: зовут меня. А это отец В. приехал из монастыря с паломником-доктором из Европы: показать ему Руссик. Нашли они, значит, меня; отвезли в монастырь, а оттуда — в больницу в Салоники. Вот что значит монашеский "телефон", — тут отец И. многозначительно показал на четки.

Кому-то, кто вырос в городах со всевозможными техническими чудесами, рассказ этого монаха покажется детским и наивным. Но он как нельзя лучше отражает реальность непосредственного общения со святыми и Божией Матерью, которым живут святогорцы. Даже в трогательных мелочах повседневного общения, — на Афоне не здороваются по-мирскому: на обычное приветствие "Эвлогите (Благословите)" отвечают "О Кириос (т.е. Господь благословит)", а перед началом всенощного бдения монахи приветствуют друг друга словами "Да поможет нам Пресвятая Богородица" и взаимно желают "хорошей агрипнии", — видна особая духовная атмосфера, напоминающая страницы древних Патериков.

Еще в прошлом веке на Афоне и в России получила широкое распространение икона, где Пресвятая Богородица изображена в игуменских одеждах, с жезлом и свитком, на котором начертаны Ее обетования преподобному Петру. Образ Афонской Игумении еще раз напоминает нам о том, что с Богоматерью связано начало Святой Горы и ее конечные судьбы. Не случайно еще с XV века на Афоне существует пророчество, повторяемое преподобным Нилом Мироточивым. "Перед пришествием Антихриста, — говорит преподобный Нил, — потрясется монастырь, в котором жительствует Лик Царицы Спасения. Бесчувственная земля восчувствует, что имеет обнищать от Хранительницы своей, Которая хранит ее до сего дня. Будут трястись все древа насажденные и будут наклонять всех насажденных (т.е. последует истребление православных монахов). Афон будет биться страшным шумом. Когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы (т.е. Иверская икона), все церкви поклонятся Царице Спасения (т.е. будут разрушены). Итак, говорю вам, преподобнейшие отцы: до тех пор, пока находится Лик Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигается никто уходить из Горы сей Честной. Когда же увидите, что удалилась икона Всесвятой с Горы, тогда уходите и вы, куда угодно; только обет монашеской жизни сохраните целым и чистым".

Но не только в пророчествах о грядущем Афонская Игуменья приуготовляет Свое избранное стадо к будущим испытаниям. Сегодня Она зримо, по неизреченному Своему милосердию призывает всех нас к покаянию — единственному средству избежать надвигающегося гнева Божественного Ее Сына: вот уже несколько недель подряд в Иверской обители раскачивается лампада над царскими вратами. Эта массивная серебряная лампада была пожертвована обители в благодарность Богоматери за одно из многочисленных Ее чудес. Иногда лампада, сама собою, вопреки всем физическим законам, начинает раскачиваться. Если лампада качается во время бдения, афонцы воспринимают это, как знак невидимого присутствия Госпожи Богородицы. Когда же лампада раскачивается подолгу в обычное время, как это было перед мировыми войнами и стихийными бедствиями, и как это происходит сегодня, — нет сомнения, что Матерь Божия упреждает святогорцев, а через них — весь христианский род, об испытаниях, которые Господь попустит за наши прегрешения.

Как тут еще раз не задуматься над безмерною любовью Богоматери к людям, как не воспеть эту любовь вместе с преподобным старцем Силуаном Афонским! "Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы".

Игумен Петр (Пиголь)