Совсем недавно один из англоязычных паломников посетил главный собор Протата, который находится в столице Афон – Карее. После чего он написал небольшую статью о свои впечатлениях.
«К Протату мы выдвинулись из Кутлумуша. Они находятся совсем недалеко друг от друга, поэтому неспешным шагом добрались мы очень быстро. Протат является не только самой старой церковью, но и самой главной в Афоне (церковь была построена приблизительно в 10 веке и отремонтирована в 13 веке). Церковь была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. В течении последних десятилетий церковь была окружена металлическим каркасом, как снаружи, так и внутри, что бы поддерживать ее конструкцию от разрушений. Но теперь дело сделано и церковь отреставрировали».
«Со временем многие вещи разрушаются, к сожалению это касается и храмов. Осматривая церковь на фресках все еще видны серьезные трещины. На фресках присутствуют многие святые, такие как Афанасий Афонский (слева). Это очень почитаемый святой, отец монашеской жизни на Горе. В далеком 963 году он пришел на Афон и основал Великую Лавру. О его смерти известно, что он умер при падении церкви вместе с шестью своими учениками.
В середине фрески расположили Петра Афонского. Здесь он выглядит довольно тощим. И это не удивительно ,ведь он был первым монахом на Афоне, который стал отшельником. О его быте известно не многое, лишь то, что он жил в пещере, ел каштаны и носил шкуры диких зверей. Святой умер примерно в 883 году.
Справа изобразили Николая Чудотворца. На картинке видно, что фреска в этом месте довольно сильно повреждена. Это произошла из-за расположенной перед фреской трубой, которая в дальнейшем была удалена.
Забавная ситуация была связана с ценностью данных фресок, т.к. культурную и художественную ценность этих фресок никак не хотели признавать, а ведь это, скорее всего, работа одного из самых известных художников 13 века – Мануила Панселина.
Для сравнения паломник разместил две фотографии. Одну сфотографировал он во время своего паломничества, а вторая была сделана во времена первой мировой войны, автором которой является французский фотограф Роджер ле Барон. Фотограф тоже изучал фрески, применяя научный подход. «Фрески довольно серьезно изучаются научной точки зрения, по ним пишут научные статьи. Одним из самых главных вопросов является разгадка метода (влажный или сухой), с помощью которого создавались фрески. Второй вопрос был по поводу связующего материала, который использовался в составе».
В 2007 году было заключено: «С помощью инструментальных аналитических решений было установлено, что в данных фресках был использован смешанный метод создания фресок, включающий частично в себя, как приемы сухого, так и влажного метода создания фресок. По клеевому составу было установлено, что использовалось яйцо, вместе с небольшим количеством животного клея, который служил органической связующей средой, используемой для создания произведения искусства Протатона»
Бас Кампс опубликовал фотографию 1918 года (фотографа Фернанда Сивилла). На данной фотографии видно, что было с собором и колокольней, как они выглядел в то время. В данном соборе хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно Есть», которая почитается во всем православном мире и дарует радость и спокойствие, помогая в духовной жизни.