Ему удалось встретиться с игуменом Ефремом

Портал «Богослов.Ru» публикует перевод интервью информационного агенства Romfea.gr с архимандритом Нектарием Мулациотисом – единственным греческим клириком, решившимся встретиться с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом и 110 ватопедскими монахами, несмотря на разразившийся вокруг Ватопеда финансовый скандал. Отец Нектарий полтора часа разговаривал с насельниками опальной обители и его рассказ принципиально отличается от версии событий, предлагаемой СМИ.

Romfea.gr: Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг Ватопедского монастыря?

О. Нектарий Мулациотис: Я с юных лет бываю на Афоне, много раз посещал афонские монастыри и скиты. В Ватопедский монастырь я приезжал еще до того, как отец Ефрем стал его игуменом. Тогда там обитало всего пять пожилых насельников, и все постройки стояли разрушенные. Ватопед - огромный монастырь, площадь его владений (сам монастырь и скиты) в совокупности составляет 7,5 га. Иными словами, если вытянуть монастырь в одну линию, получится здание длиной в 75 километров от Афин до Коринфа.

В 1990 году Священный Кинот совместно с Вселенским Патриархатом поставил игуменом Ватопедского монастыря старца Ефрема. Тогда в монастыре было всего лишь 15 насельников, сейчас их – 110. Ватопед, как и другие 19 афонских монастырей, похож на небольшой город, в нем постоянно проживает около 500 человек. Одних только рабочих в монастыре — от 150 до 200 человек, прибавьте к ним 110 монахов и примерно 150 паломников ежедневно. Всех нужно накормить и разместить, и если подсчитать только затраты на зарплату, страховку еду для строителей и стройматериалы, то получится более 1 миллиона евро ежемесячно. А если добавить сюда ещё затраты на проживание паломников и монахов, становится понятно, какие у монастыря огромные расходы. Я узнал об отце Ефреме, когда он стал игуменом Ватопеда. У меня никогда не было каких-либо особых отношений с ним, как, впрочем, и с другими игуменами Святой Горы.

Romfea.gr: Каково настроение насельников монастыря? Какая там сейчас атмосфера?

О.Н.М.: Большинство насельников – молодежь и ученые. Геронтия (Совет старцев) и общее собрание 110 монахов утверждают все решения Игуменского Совета. Монахи, среди которых есть юристы, богословы, программисты, врачи и так далее, контролируют все действия Игуменского Совета, все серьёзные вопросы решаются коллективно. В общем, в Ватопеде я нашел единодушное братство. Я беседовал с монахами полтора часа в большой монастырской трапезной и выяснил, что братство поддерживает своего игумена и Игуменский Совет, и не оставляет своего монашеского правила — ни молитв, ни бдений, ни постов или послушаний. Они живут, как если бы ничего не произошло.

Romfea.gr: С какой целью вы ездили в этот раз к старцу Ефрему?

О.Н.М.: Я уже говорил, что с отцом Ефремом меня не связывает дружба. Но если я вижу, что человека, будь он клирик или мирянин, справедливо или несправедливо поливают грязью с экранов телевизоров — я чувствую потребность его поддержать. Я помог многим людям, которых опорочило телевидение. Считаю такую помощь своим христианским долгом. Если человека распинают, и каждый уже готовится вбить свой гвоздь в его члены, то лично я не собираюсь в этом участвовать. Слышу голос Христа моего: «Беги, подай руку утопающему брату твоему». Бегу, объятый любовью, протягиваю руку, даже если есть опасность погибнуть вместе с ним. Ведь если и погибну, я все равно буду знать, что не отказал в помощи моему брату. Так повелевает мое сердце, так говорит голос Христа внутри меня, так я поступаю. Мне представляется, что Иисус каждый раз стоит впереди человека, в которого все бросают камни и поливают грязью, и говорит им: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в него камень». Известно, что обвинения в прессе часто оказываются несправедливыми. Вспомните историю с заключенным Никосом Васдекисом, тогда все СМИ участвовали в его травле.

Romfea.gr: О чем вы говорили со старцем Ефремом? Как он относится к обвинениям в его адрес?

О.Н.М.: Отец Ефрем говорит: «Таков, видно, мой крест – претерпевать поношения». Он верит в Божие заступничество, верит в справедливость и надеется, что истина восторжествует. Блаженнейший архиепископ Афинский Иероним сказал, что будет обсуждать эту ситуацию только тогда, когда откроется вся правда. Это означает, что всей правды мы не услышали до сих пор. Архиепископ был оклеветан так же, как и Фивский митрополит. Должно было пройти 10 лет, чтобы стала очевидна невиновность последнего. Отец Ефрем не считает себя в чем-либо виноватым перед братией или перед законом. Он приводил мне примеры из истории монашества, которые свидетельствуют о легитимности действий, предпринятых Игуменским Советом монастыря. К тому же их не осуждает и Священный Кинот Святой Горы Афон. Я спросил отца Ефрема, что стало с теми пресловутыми чемоданами с 10 миллионами евро. Тогда он показал мне деньги, сказав: «Смотри, вот они. Я трачу ежемесячно более 2 миллионов евро на нужды монастыря. Вот все отчетные документы. Говорят, что мы обворовываем людей. Однако, вот эти деньги». Отец Ефрем полагает, что некоторые журналисты в своих интересах намеренно искажают действительность и вводят людей в заблуждение. Говорят, например, что у игумена личный вертолет, в то время как даже военный вертолет не имеет права летать на Святой Горой. Поэтому и премьер-министр, и Патриарх приплывают на Афон на корабле. Это просто невозможно - летать там на вертолете, но все равно такие слухи распускаются. Народ плохо информирован. Поэтому его обманывают, чтобы настроить против Церкви и монашествующих.

Romfea.gr: Как вы оцениваете действия Патриарха в связи с обсуждаемой темой?

О.Н.М.: Патриарх не имеет практически никаких полномочий вмешиваться в дела Афона. Существует письмо Вселенского патриарха Священному Киноту Святой Горы, если не ошибаюсь, датированное маем 2008 года, когда только начинали разгораться страсти вокруг Ватопедского монастыря. В нем Патриарх просит разъяснить ему ситуацию. Кинот же, отвечая ему очень почтительно, просит «уважать» автономность Афона и не вмешиваться в его внутренние дела. Да и позже Кинот пресекал попытки вмешательства извне в это дело. Это означает, что Священная Епистасия поддерживает старца Ефрема и верит в его невиновность. Будучи непосредственным вышестоящим начальством для всех 20 монастырей, Епистасия не предъявила никаких обвинений старцу Ефрему и его Игуменскому Совету: ни в секуляризме, ни в стяжательстве, ни в соблазнительном для верующих поведении. Подобные обвинения звучат лишь из уст некоторых журналистов и священнослужителей.

Патриарх с уважением отнесся к мнению Священной Епистасии Святой Горы, поэтому он только лишь попросил старца Ефрема на некоторое время сложить с себя игуменские полномочия — если не будет возражать братия. Ватопедский монастырь, оказывая почтение Вселенскому Патриарху и патриаршему престолу, отнесся к просьбе Патриарха как к приказу и немедленно её удовлетворил. Мне кажется, что Вселенский Патриарх повел себя в этой ситуации очень правильно и в соответствии со своими полномочиями.

Romfea.gr: Многие обвиняют игумена Ефрема в стремлении к обогащению. Может ли монастырь участвовать в миллионных сделках, в то время как миллионы людей умирают от голода?

О.Н.М.: Полагаю, что ответ на ваш первый вопрос уже прозвучал в нашей беседе. А что касается второго, то, слава Богу, у нас существует несколько богатых монастырей, которые ежедневно помогают бедным. Богатство монастыря нужно использовать для реставрации и сохранения монастырских зданий, а также для реализации социальных программ. Бедные, как сказал Христос, всегда будут рядом с нами, и мы должны им помогать. Однако, во время строительства церкви Святой Софии, великой святыни нашего народа, император и Церковь все-таки тратили народное богатство на сооружение этого великолепного храма — хотя, конечно же, в Византии не было недостатка в нищих. Точно так же поступили даже наши предки-язычники, ведь они воздвигли Парфенон – храм, посвященный богине Афине.

← Назад