Великая Лавра (X в.)
Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранится одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.
Иконы Божией Матери: «Кукузелиса» («Экономисса») и «Экономисса» («Домостроительница», «Эконом Великой Лавры»), с прпп. Афанасием Афонским и Михаилом Синадским.
Икона бесср. Космы и Дамиана, из церкви, устроенной прп. Афанасием Афонским.
Три креста с частицами Животворящего Древа Господня.
Части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов.
Честные власы и пелены Господа Иисуса Христа.
Власы и млеко Пресвятой Богородицы.
Великая Лавра - древнейшая и самая большая из святогорских обителей, и в качестве таковой стоит первой в списке афонских монастырей. Она расположена на скалистом выступе в самом конце полуострова, где горы спускаются к морю. Глядя со стороны горы (земля здесь занята под сельскохозяйственные угодья) в сторону моря, паломник видит огороженный стенами средневековой городок, в северной части которого возвышается широкая бела башня. Вдоль наружной стены, словно стражи, стоят кипарисы. Здания, где размещаются келии, имеют несколько этажей. Туда ведут длинные деревянные лестницы и балконы, построенные без всякого плана. От входа с железной дверью идет узкая дорожка во внутренний двор монастыря, где находится здание трапезной.
Монастырь был основан в 963 году преподобным Афанасием на месте древнего города Акрофи. Его строительство было связано с теми изменениями, которые преподобный Афанасий ввел в свой устав на Афоне, в особенности с возвышением общежительного монашества. Финансировал строительство обители Император Никифор Фока, близкий друг святого Афанасия. Еще до своего восшествия на престол Никифор Фока убедил святого Афанасия покинуть монастырь в Вифинии и построить новый на Горе Афон, обещая придти туда к нему и принять монашество. Однако, оказавшись неожиданно для себя на Императорском троне, он старался искупить свою вину за то, что нарушил столь серьезное обещание, щедрыми пожертвованиями на возведение монастырских построек и содержание первых насельников, число которых достигало восьмидесяти.
После смерти Императора монастырь продолжал получать поддержку Византийских правителей и процветал одиннадцатого по пятнадцатый века. В лучшие годы в нем насчитывалось более семисот монашествующих. Многоэтажные здания расположены закрытым четырехугольником, отчего монастырь издалека выглядит как маленький укрепленный город. Действительно, ему часто приходилось отражать удары пиратов и других захватчиков: каталонцев, франков и турок.
Во дворе монастыря находится собор. Первоначально он был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но в наши дни престольный праздник его отмечается в день кончины преподобного Афанасия, пятого июля. Преподобный Афанасий, и вместе с ним несколько монахов погибли, проверяя, как идет строительство крыши этого храма: кирпичная кладка под ними обвалилась, и они, упав в низ, разбились насмерть. Фрески этого храма входят в число самых совершенных иконописных произведений Афона. Они написаны Феофаном Кипрским. Эти росписи считаются лучшими из всех его работ.
Во дворе монастыря стоит крестообразное здание трапезной и несколько маленьких часовенок и других построек. Трапезная украшена фресками с изображением древнегреческих философов и законодателей: Филона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона и др. В этом выразилась любовь греков к своему философскому наследию. В часовне Сорока Мучеников находятся гробница и мощи преподобного Афанасия и известная икона Богородицы Экономисса . В часовне преподобного Афанасия хранятся железный крест и игуменский посох Святого. Рядом стоит часовня под названием Кукозелисса, В ней имеется икона, с которой связана интересная история: однажды в Субботу Акафиста (во время Великого Поста) один из монахов, преподобный Иоанн Кукузел, заснул перед этой иконой во время пения стихиры. Во сне он увидел, как Божия Матерь положила ему в руку золотую монету в награду за его усердие к пению. Проснувшись, он обнаружил эту монету у себя в руке.
Возле храма стоит бело-красный каменный фиал - самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним растут два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим святым Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием. Над фиалом построен свинцовый купол, который поддерживают колонны, увенчанные турецкими капителями и украшены древним византийским барельефом. Над сводом купола имеется роспись, изображающая сцену крещения Христа. В центре огромного сосуда (около двух с половиной метров в диаметре) возвышается бронзовая труба с фантастическими животными, из уст которых льется вода, и царственным орлом с распростертыми крыльями.
Монастырская казна, трапезная и библиотека просто великолепны. Среди сокровищ монастыря - более двадцати тысяч книг и рукописей, древних ценных фресок и священных предметов, в том числе Библия в посеребренном переплете, украшенном драгоценными камнями, подарок Императора Никифора Фоки. Кроме того, в монастыре хранятся мощи множества святых. Помимо прочих, здесь имеются частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Нила Мироточивого, а также один из самых крупных фрагментов Истинного Креста Господня, около двадцати сантиметров длиной. Его хранят в серебряной шкатулке, украшенной бриллиантами, рубинами, изумрудом, жемчугом и медальонами с изображением святых. Что же касается насельников Великой Лавры, сейчас здесь примерно сорок пять монахов.
У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны, Кавсокаливия и Продромос, пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит Праведной Анны расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в семнадцатом веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келия. Главная святыня этого скита - левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Скит под названием Кавсокаливия состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и находится за местечком Эремос, в направлении Великой Лавры. Название Кавсокаливия (оно переводится как "поджигатель хижин") скит получил от имени преподобного Максима Кавсокаливита, который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый.
Продромос, посвящен святому Иоанну Предтече, в середине девятнадцатого века был продан двум молдавским монахам и в 1857 году получил статус скита. Сейчас он закреплен за румынами. Он находится между Кавсокаливией и Великой Лаврой. Скит живет по общежительному уставу.
Соседняя территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь Расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катонакия и Каруля. Последняя (Каруля) внушает паломнику необычайное благоговение. Местность здесь дикая, кельи стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.
Игумен монастыря архимандрит Филипп. Тел. (30-23770)22586, 23760; факс (30-23770)23761.
От монастыря Каракал до Лавры 5 часов хода, до Кареи семь, до румынского скита Продрум один час.