Очерк Константина Новикова. Январь 2011

Святая гора Афон. Прикосновение к вечности

Я стоял на корме корабля и смотрел, как за мысом скрывается русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Неделя, которую мне посчастливилось провести в Греции, на Афоне, пролетела совсем не заметно. Может быть, причиной тому была монастырская жизнь, хотя жизнь паломника, кем я был, совсем не сравнима с жизнью монаха. А может быть, просто я очутился в ином мире, в который привел меня любящий Господь. Здесь даже время совсем не такое, европейское, как у нас, а византийское. И живут здесь такой жизнью более 16 веков. Пословица « Зачем нам нужна дорога, если она не ведет к храму», тут не имеет смысла, потому что любая дорога на Святой Горе все равно приведет к храму.

Я вспоминал, как стоял вместе с монахами на церковной службе, слушая слова молитвы. Служба в монастыре начинается очень рано, когда на небе еще звезды и луна. А когда она заканчивается, уже над морем поднимается солнце. Так и по искренней молитве рассеивается тьма в сердце человека, и восходит солнце надежды. Много святых подвижников трудилось на Афоне, оставив после себя духовные труды. И вспоминаются слова первоверховного апостола Петра в своем втором послании: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

История православного мира богата подвигами тех святых подвижников, которые своею жизнью давали пример последующим поколениям. Среди них были и мирские люди, и военные. Но общим для них было то, что в минуту страшных испытаний они не дрогнули. И самое дорогое, что было у них, свою жизнь, они отдали за православную веру, за своих товарищей и друзей. У подвига нет срока давности, он находится вне времени, потому что относится к вечности.

На Афоне много гор, которые состоят из уступов и скал. И об эти скалы, защищающие благодатные места, разбиваются волны и ветры. Возникает ощущение, что монастыри, похожие на крепости, простоят века. И они стоят века.

Кто хоть раз побывал на Афоне, испытывает желание вернуться в эти благодатные места еще раз. Такое чувство испытал и я. Впервые я попал на Афон в ноябре 2004 года. Этой поездке предшествовали трагические события – захват школы в Беслане и гибель бойцов спецподразделений Альфа и Вымпел при проведении антитеррористической операции. Двое из погибших - подполковник Олег Ильин и прапорщик Денис Пудовкин тренировались в нашем клубе «Пересвет» из подмосковного города Реутова. Светлая память погибшим воинам.

Помню, как из монастыря святого Пантелеимона я пришел в Карею, столицу Афона, в храм апостола Андрея Первозванного. Еще в начале ХХ века этот величественный и красивый храм (он является самым большим в Западной Европе) был русским, а сейчас отошел к грекам. В нем, в серебряном ковчеге, лежит глава того, кого Спаситель первым позвал за собой и кто, по преданию, принес православную веру на Русь, пройдя ее всю до северного Валаама. Апостол Андрей погиб мученической смертью, когда был распят на диагональном кресте. И этот синий крест на Андреевском флаге в течение трех веков стал символом доблести и непобедимости русского флота. Первый апостол предпочел умереть, но не отказаться от веры в Спасителя. Также и корабли, на которых гордо реет Андреевский флаг, в минуту смертельной опасности, предпочитали погибнуть, но не сдаться врагу. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает». Эту замечательную песню мы знаем с детства. Когда наступает смертельная битва, команда надевает чистую, парадную форму–это морская традиция. И в этом глубокий смысл. Моряки уже простились с жизнью, которую готовы отдать за Отечество, «за други своя».

Лишь через некоторое время я понял, что попал в этот храм не случайно и еще понял, кто меня туда привел. В моей жизни было многое связано с флотом. Я был военно-морским офицером. А в Севастополе мы проводили Кубок Апостола Андрея Первозванного, на который съезжались сильнейшие кикбоксеры страны. На Афоне не происходит случайных событий. Только смысл этих событий удается понять не сразу.

Думаю, причиной, по которой люди стараются вернуться на Афон, - является особенная молитвенная атмосфера, присутствующая в этой монашеской республике. Более полутора тысяч лет молятся монахи в этих благодатных местах, и им покровительствует сама Богородица, Игуменья Святой горы. Я молился, чтобы еще раз попасть на Афон. И вот, слава Богу и Матери Божьей, я снова здесь. Огромное спасибо замечательному человеку Виктору Кускову, директору фирмы «Святая Гора», который занимается организацией паломнических поездок на Афон. Без его помощи моя поездка бы не состоялась. Дай, Бог ему здоровья!

Итак, день 9 января 2011 года. Мы прибыли в Урануполис из Салоник, куда прилетел наш самолет. Скоро получим диамонитирион – разрешение на посещение Афона и отправимся в монашескую республику. В конце декабря, за несколько дней до поездки, умер мой отец, перед своей кончиной он тяжело болел. Буду молиться за упокой его души.

Когда мы прилетели в Салоники, здесь было 16 градусов тепла. Места просто на загляденье. Но мировой экономический кризис сильно затронул и Грецию, работы мало, Европейский Союз напирает на страну, пытаясь загнать ее в свои рамки. Но Греция бунтует. Очень много греков стало уезжать на заработки в Западную Европу. А ЕС не нравится, что в Греции православие – государственная религия, и греки не разрешают строить мечети и синагоги. А это уже нарушение принципов глобализации по взаимному проникновению во все сферы жизни человека, в том числе и духовные.

Из Урануполиса, 10 января, в 10.00 выехали на пароме в порт Дафни. Я внимательно всматривался в гористую местность Афона, пытаясь вспомнить знакомые места. И, конечно, делал много фотографий. Прибыв в Дафни, оттуда сначала поехали автобусом до столицы Кареи, а оттуда уже направили свой путь в монастырь Ватопед. Само название монастыря состоит из двух слов – вато(куст) и пед(ребенок). История гласит, что много веков назад после кораблекрушения потеряли ребенка императора, но Богородица его спасла (ребенка нашли под кустом). В 4 веке Константин Великий на месте, где сейчас стоит монастырь, построил храм, а затем в 10 веке три богатых и знатных человека – Афанасий, Николай и Антоний, которые приняли монашество и стали учениками Афанасия Великого, построили храм Благовещения Пресвятой Богородицы, где мы и были на службе. Нас благословил игумен монастыря Ефрем, причем, когда увидел знакомые ему лица бывалых паломников, очень тепло поприветствовал, многих называл по имени, а монах Феодох очень увлекательно и интересно рассказал об истории монастыря. Мы приложились к великим святыням, которые вынесли из алтаря – части Животворящего Креста Господня, поясу Божьей Матери, главе Григория Богослова, главе Иоанна Златоуста с нетленным ухом (предание гласит, что в это ухо ему говорил сам первоверховный апостол Павел, когда он писал толкование на апостольские Послания), и Кресту, сделанному из трости, которую в руки Христа давали римские воины на суде у Понтия Пилата. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взяв трость, били Его по голове» (Евангелие от Матфея, глава 27).

Икона «Всецарица» избавляет людей от рака. Монах Феодох рассказал такую историю.- Два года назад из Грузии в монастырь приезжал мужчина с сыном, больным раком (саркомой). Рак уже был в последней стадии, врачи от лечения отказались, да и сам этот мужчина (мало или совсем неверующий) приехал из побуждений где-то успокоить безнадежно больного сына. Через два месяца звонит из Грузии и со слезами говорит, что сын выздоровел.

Над входом в монастырь икона Богородицы с Младенцем Иисусом. В эту икону в 1820 году из ружья выстрелил турок-разбойник. За свое святотатство он тронулся умом и повесился рядом на дереве.

В монастыре Ватопед семь чудотворных икон. Это «Всецарица», к которой обращаются при онкологических болезнях; икона «Ответчица», которая предупредила монахов монастыря о нападении разбойников; икона «Елееточивая», в трудное для монастыря время умножившая масло; икона «Отрада и Утешение», на которой изображено, как Младенец Иисус заграждает рукой уста Богородицы ходатайствующей о помиловании насельников монастыря.

А вот история иконы «Закланная».- Монах убирался в храме и остался без обеда. От злости он ударил ножом по лицу Божьей Матери, и из щеки потекла кровь. Монах раскаялся, и Богородица простила его, но рука у него окаменела. Когда он умер, и по афонским традициям его через три года раскопали, от него остались одни кости, а вот рука, которой он нанес удар ножом, так и не истлела. Светлое впечатление от доброты монахов и мудрости их настоятеля. Дай, Бог им всем здоровья!

Главная икона храма – Ктиторская или Алтарная, она вся увешана золотыми украшениями и монетами. Напротив иконы стоит серебряное лимонное дерево с плодами. Мы поинтересовались, чтобы это значило. А обычай ставить дерево перед иконой Богородицы позаимствован из монастыря Иверон. В средние века в Ивероне потерял зрение один монах. Он долго молился перед Иверским образом Богородицы и обещал, если прозреет подарить Богородице то, что впервые увидят его глаза. Идя как-то по территории монастыря в храм на молитву, его глаза открылись и первое, что он увидел перед собой, это увешанное плодами лимонное дерево. И в знак благодарности Божией Матери за исцеление, он сделал из серебра точную копию увиденного им дерева.

Пол в храме мраморный, не везде ровный. Эти неровности сделали ноги монахов и паломников за тысячу с лишним лет, стоявших здесь на молитве. На территории монастыря много кошек. Идем вечером на службу – одна лижет голову другой. Может быть, лечила ее таким образом или выражала свое почтение? Утром, во вторник, 11 января были на утренней службе. В храме стоял полусумрак, горели только свечи. Когда начинается служба, монахи целуют иконы. Службу проводят в стасидиях, в которых можно сидеть и стоять. Одного монаха привезли на службу в инвалидной коляске. На вид ему лет 80. И в таком состоянии человек все равно приезжает на службу и молится Богу.

После службы, пошли в трапезную, где был завтрак. Кормят очень хорошо – раба, салат, апельсины, вино. Это потому, что пищу готовят монахи с молитвой.

У входа в монастырь - пруд, в нем разводят карпов. Были мелкие рыбы, но я увидел и одну довольно крупную.

Когда на причале ждали паром, то увидели своего хорошего знакомого - монаха Нектария, который возвращался с утренней рыбалки. На причале его, кроме нас ждали коты, самые преданные друзья монахов-рыбаков. Даже при самом плохом лове, им все равно что-то перепадет и голодными они не останутся. Мы с большим любопытством разглядывали пойманную монахами рыбу, а один из наших паломников укололся от шипа морского ерша. Говорят, из этих ершей очень вкусная уха получается. Но вот шипы у них ядовитые. Хорошо, что с нами был москвич Алексей, очень образованный парень. Он сделал потерпевшему укол противовоспалительного средства.

11 января около 12 часов отплыли из Ватопеда в сербский монастырь Хиландар.

Решили сначала посетить монастырь Эсфигмен, который входит в десятку самых крупных общежительных могастырей Святого Афона. Он был признан и утвержден Кинотом в 10 веке, но построен намного раньше, в 5 веке, императором Феодосием Вторым при учредительстве его сестры Пульхерии. В 14 веке настоятелем Эсфигмена был будующий Святитель Григорий Палама.

В церковной лавке я приобрел толстовку с видом монастыря и двое четок для двух иеромонахов из Оптиной Пустыни. Своего знакомого послушника Христофора я не застал. Хотели там остаться на службу, но тогда мы не успевали в Хиландар. А нам надо было успеть поселиться в архондарик еще до начала вечерней службы. Но оставшееся время мы использовали для посещения часовни и кельи Антония Киево-Печерского. Вырубленная в горе небольшая пещера была долгие годы жилищем отца Русского монашества. Здесь он принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Землю Русскую Правило Веры и образ истинного благочестия. Эсфигмениты очень почитают Святого Антония, бережно содержат его келью в чистоте. На стене висят иконы Богородицы и св. Антония и горит неугасимая лампада. Пещера находится прямо над монастырем. Перед ее посещением мы зашли в часовню святого Антония и прочитали Акафист Божьей Матери. С высоты часовни открывался очень красивый вид на монастырь Эсфигмен и бухту, на берегу которой он расположен. Мне сам монастырь напомнил крепость – высокие, толстые стены квадратом, чтобы выдерживать осаду неприятеля и внутри этих стен – Спасо - Вознесенский храм. Да сам монастырь и есть крепость - в мирском смысле и в духовном, – крепость от разбойников и крепость православного мира. Его можно сравнить с могучим линкором, над которым победоносно развивается черный флаг с надписью: «Православие или смерть!» А в Эсфигмене еще мне запомнились яркие апельсины на деревьях и ухоженные виноградные и оливковые плантации. А вообще, монахи умеют трудиться, и труд для них не в тягость, а послушание. Я видел обложенные камнями древние оливы, за которыми ухаживают уже несколько сот лет.

Из Эсфигмена мы отправились пешком в Хиландар. Ходу средним шагом где-то минут сорок. Погода стояла в самый раз – ни холодно, ни жарко. А саму дорогу скрашивала наша беседа между собой. Обменивались своими впечатлениями. И еще мы проходили хвойный лес с огромными деревьями.

На входе в Хиландар нас встречали коты. Особенно запомнился один из них рыжего цвета. Дочка моя по фотографии определила, что это шотландский фолд, т.е. вислоухая кошка. Как фолд тут очутился – неизвестно, это довольно редкая порода. У кота было покусанное ухо и исцарапанный нос. По повадкам он был главарь, наверное, часто дерется за лидерство со своими собратьями. Во всяком случае, пугливым он не выглядел и держал себя весьма важно. Оказывается, кошки в монастырях поедают грызунов и змей. Последнее меня очень удивило. Один из паломников рассказывал мне, что видел, как кот (может и этот рыжий) загрыз большую змею, а потом весьма недружелюбно рычал на своих собратьев, которые прибежали помочь ему эту змеюку съесть. Делиться он ни с кем не хотел. У змей, говорят, очень вкусное мясо. Но это так, лирическое отступление.

Одна из главных икон храма – Троеручница, написанная самим Евангелистом Лукой. Одного из столпов православия Иоанна Дамаскина оклеветали перед халифом и ему отрубили руку. Он молился перед иконой Богородицы, и рука приросла. И в знак благодарности святитель Иоанн сделал руку из серебра и прикрепил ее к иконе. В храме Введения Пресвятой Богородицы на вечерней службе вынесли святыни – золотой крест с частицей Креста Господня и часть мощей целителя Пантелеимона. Очень радовало, что служба проходит на церковно-славянском языке. После утренней службы отдал записки о здравии и упокоении послушнику Милошу. Одна из реликвий монастыря – чудодейственная лоза, которая растет из гробницы святого Симеона. Монахи берут записки с именами супругов, страдающих бесплодием, им дают плоды святой лозы и молятся за них. И по Божьей милости у них рождаются дети.

Утром, в среду, 12 января от пристани Иваница мы на пароме отправились в монастырь святого Павла. Этот монах пришел из монастыря Ксиропотам и основал монастырь. А сам монах был сыном императора Михаила Первого. По пути в монастырь мы сделали остановку в Дафни. Там я зашел в церковную лавку и купил иконы родственникам. Из Дафни на другом пароме «Святая Анна» пошли в монастырь святого Павла. По пути фотографировал святые места. Поразил монастырь Симона Петра, который как будто висит на скалах или, лучше сказать, вырублен в скалах. Сколько надо было приложить усилий, чтобы его построить – одному Богу известно. Прибыли на пристань монастыря, где нас ждал автобус, который и отвез нас в монастырь. Монахи говорят, что их настоятель, игумен Парфений, - святой человек. Очень теплая, добрая атмосфера в монастыре, здесь нет палочной дисциплины. Говорят это от того, что игумену сама Богородица сказала, чтобы он был снисходителен к людям, к их слабостям. Поэтому игумена монахи любят, как родного отца.

В монастыре нас встретил иеромонах Евфимий, сказал, что после вечерней службы вынесет святыни монастыря. Кстати, сам отец Ефимий получил постриг в Троице - Сергиевой лавре, а в монастыре св. Павла он уже десять лет. Очень добрый и, на мой взгляд, проницательный человек. И вот после службы в храме Сретения Господня из алтаря были вынесены золотой крест с частицей Креста Господня, часть главы целителя Пантелеимона, рука Максима Исповедника, мощи Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова и дары волхвов – золото, ладан и смирна.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему… Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великую, и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Евангелие от Матфея, Глава 2). Предание даже сохранило их имена. Дух захватывает, когда представляешь, как 2 тысячи лет назад Мельхиор – седовласый старец с длинной бородой приносил Господу золото, Гаспар – безбородый, румяный юноша приносил ливан (ладан), а Валтасар – смуглый лицом мужчина средних лет приносил смирну.

После вечерней службы мы посетили кладбище, где хоронят монахов и костницу, где хранятся монашеские кости. Какое-то странное чувство охватывает тебя, когда смотришь на сложенные в ряд на полках черепа монахов. Вот череп иеромонаха Макария с написанным на нем именем и датой рождения и смерти (1893-1973). До 80 лет дожил этот Божий слуга. Мне эти черепа почему-то напомнили солдат в строю. Может, это и действительно так. Монахи – это воины Христов. И это не просто воинский строй. Это – армия победителей. Они очень много трудились в своей земной жизни, чтобы попасть в горний мир.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его». (Евангелие от Матфея, Глава 11).

В земной жизни они бились за нас своими молитвами, а в небесной стоят в строю архангела Михаила. В трудную минуту мы обращаемся к ним за помощью, и они помогают нам.

Утром, в четверг 13 января мы отправились в болгарский монастырь Зограф. От пристани до монастыря нас на джипе подвез греческий полицейский Леонид. Монастырь находится на территории, которую он охраняет и контролирует. Монастырь находится в чаще леса, среди высот, над пропастью. Название Зограф значит Живописный. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого изобразился на доске, приготовленной для иконописи. .В монастырь стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лиды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже были привлечены молвой на поклонение в Зограф к чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.

При Михаиле Палеологе Зограф, как отказавшийся присоединиться к унии, был разорен. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномученников, воспротивившихся унии с Римом.

Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном только в 1502 году.

В болгарском монастыре Зограф в архондарике на встретил монах Георгий, который нас напоил вкусным и душистым афонским чаем - отваром из трав. После вечерней службы мы втрое, по благословению игумена, исповедались в келье у иеромонаха Косьмы, чтобы на утренней службе причаститься Христовых Таинств. А после исповеди в келье иеромонаха Корнилия пили чай и говорили о жизни. В памяти осталось радушие монахов и их доброта. Все, что было в келье, поставили на стол. Главная святыня храма Георгия Победоносца – нерукотворная икона его имени.

Утром, в пятницу, 14 мая, после службы мы попрощались с игуменом Амвросием, попросив у него благословения, и с монахами Корнилием и Косьмой и на машине нас подвезли до пристани. Оттуда мы взяли путь на Пантелеимонов монастырь.

Шли берегом моря, и любовались природой Святой горы. Стояла солнечная погода, было тепло и радостно на сердце. Зашли в монастырь Дохиар. Название монастыря (Дохиар – келарев) проихходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем Лавры святого Афанасия. Главный храм в Дохиаре основан во имя Архангелов при императоре Никифоре Фоке. Посвящение монастыря архангелам последовало вследствие чудесного спасения небесными силами послушника с кмнем на шее из моря; спасенный архангелами потом был пострижен с именем Варнавы и стал игуменом после Неофита. Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором. В храме мы приложились к чудотворной иконе «Скоропослушница», написанная в 10 веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году, из–за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелен келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления.

Следующим на нашем пути был монастырь Ксенофонт, где мы остановились на время в архондарике. Там нас накормили лукумом с водой. Здесь же пообщались с двумя болгарами, которые пришли сюда из Зографа. Я им сказал, что русские и болгары – братья на век. Болгары при этом радостно улыбались. Монастырь основан в 10 веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил свое название. Соборный храм посвящен Георгию Победоносцу. Одна из главных святынь монастыря – икона «Путеводительница». Мы попросили Богородицу, чтобы она помогала нам в жизни идти по верному пути. А сам монастырь Ксенофонт – очень ухоженный и красивый. Как картинка, если так можно сказать. Монахи спрашивали нас, хотим ли мы здесь остаться, но мы сказали, что идем в монастырь святого Пантелеймона.

И вот мы подошли к последнему месту нашей паломнической поездки. Монастырь святого Пантелеймона традиционно считается «русским», хотя находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но для паломников из России он все равно родной. Здесь звучит русская речь, служба ведется на церковно-славянском языке. Да и здесь не мало монахов из России. С одним из них я познакомился еще в прошлую поездку. Послушник Михаил (в мирской жизни он был строителем) занимался тогда ремонтом архондарика. В памяти осталось, как он висел в люльке и красил стену. Сейчас он – монах Митрофан и, по – прежнему, его послушание связано со строительством. Мы оба обрадовались нашей встрече. Поговорили по душам. Дай, Бог, ему здоровья и всей братии монастыря.

Утром, 15 января, после службы, монах Олимпий нас, группу паломников, привел приложиться к святыням, хранящимся в монастыре. Он очень интересно рассказывал об истории монастыря, о святых мощах, которые хранятся здесь. После экскурсии, собрали вещи, попрощались с монахами и сели на паром, взявший курс на Урануполис. За кормой парома, окутанный облаками, хорошо была видна сама гора Афон. Я внимательно всматривался в нее, чтобы оставить ее в своей памяти. Сколько таких глаз провожали ее взглядом, надеясь вернуться сюда еще хотя бы раз. Такие мысли были и в моей душе.

В Урануполисе мы поселились в гостинице «Македония». Вечером с Виктором Кусковым совершили вечернюю прогулку к границе Афона, где находится полицейский пост.

А на следующее утро, 16 января, зашли на утреннюю службу в храм равноапостольных Константина и Елены и поехали в Салоники, в аэропорт. Долетели до родной Москвы без задержек. Прошло уже две недели после поездки на Афон, а впечатлений еще очень много. Самое главное, они дают большую почву для размышлений, которые являются толчком для изменения жизни человека. В нашем подмосковном городе Реутове на воскресной службе я всегда ставлю свечку у иконы с тремя святителями – Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Прошу их молитв перед Господом для своего духовного преображения. По Промыслу Божьему я встретился с ними в монастырях Афона и приложился к их святым мощам. Святой Василий сказал, что люди, отягощенные земными делами, похожи на ожиревших птиц, которые беспомощно машут крыльями и не могут взлететь. Думаю, такие поездки и помогают нам попытаться разорвать путы земного бытия, в которых находятся наши грешные души и, обратить свой взор к небесному миру.

Дай, Бог, здоровья всем православным христианам!

Раб Божий Константин Новиков

← Назад