В своей Богословской работе под названием «Иконостас», священник Павел Флоренский, обращаясь к иконе преподобного Андрея Рублева «Святая Троица», выводит общеизвестную, на сегодняшний день, формулу: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».
И действительно, для человека искренне верующего, эти слова не подлежат сомнению.
В своих пяти паломнических поездках на Святую гору Афон, у меня бывали разные маршруты, однако одно, оставалось непреложным, а именно, мне всегда удавалось добраться до Иверского монастыря, где в параклисе (часовне) Панагии-Партатиссы, я поклонялся чудотворному образу «Иверской иконе Пресвятой Богородицы».
И каждый раз, у меня возникали точно такие же чувства, как и отца Павла Флоренского; находясь перед Иверским образом Матери Божией, не возможно было ни на мгновение усомниться в Величественном Божественном Бытии.
Суббота 5 октября 2013 года, проведенная на Афоне, ознаменовалась для меня, многочисленными благословенными событиями, среди которых, было и посещение Иверского монастыря.
После Божественной Литургии в монастыре Кутлумуш, который находится недалеко от административного центра Афона – Кареи, я направился на площадь, где пересекаются маршруты многочисленных паломников. Здесь, выяснилось, что в сторону Иверского монастыря, направляется небольшой автобус, и как это часто бывает на Афоне, буквально в последний момент, практически уже на ходу, мне удалось, стать одним из пассажиров этой Афонской маршрутки. От Кареи до Иверона, не так далеко, поэтому приблизительно семь километров, машина преодолела достаточно быстро.
Выйдя из автобуса, я оказался на пристани Иверского монастыря, у часовни, отмечающей место явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Сам монастырь находится приблизительно в пятистах метрах от моря.
Через некоторое время, добравшись до монастыря, я подошел к параклису, где находится икона, но висевшая на дверях табличка, уведомляла, что на некоторое время дежурный, в часовне, иеромонах монастыря отлучился. «Вооруженный» фотокамерой, я отложив тяжелый рюкзак, стал всматриваться в монастырские строения, основанного в 972 году, Иверского монастыря. В центре прекрасный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, с неповторимыми старинными фресками, знаменитые Афонские деревянные балконы в братском корпусе, удивительные южные цветущие растения, вымощенная камнем центральная площадь монастыря, многочисленные старинные постройки для хозяйственной жизни обители.
Через некоторое время, я увидел, как в сторону часовни потянулись, прибывшие паломники. Стало быть храм открыли.
С трудом сдерживая волнение, приклоняя колена, прикладываюсь к чудотворному образу, слезы самопроизвольно накатываются на глаза, слова апостола Павла – «Страшно впасть в руки Бога живаго»
(Евр. 10-31), звучат во мне с особой духовной силой.
Занимаю стасидию напротив образа Божией Матери, паломники также прикладываются к иконе, в основном это жители России. Надо сказать, что греки, всегда удивляются «русскому благочестию», наши соотечественники, в отличии от спокойных греков, истово кладут многочисленные земные поклоны перед святынями Афона, долго и сосредоточено молятся. Именно для них в притворе Иверской часовни, повесили небольшой типографский образ Божией Матери, где можно почитать акафист на церковнославянском языке.
Беру в притворе текст акафиста и возвращаюсь к главной святыне Иверского монастыря. Начинаю тихо, практически шепотом, читать акафист, стоящие перед иконой русские паломники, в конце каждого икоса подхватывают: - «Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая!» Понятно, что звучит это уже достаточно гласно, и дежурный в часовне греческий иеромонах, подходит ко мне и указывает чтобы читать акафист я шел в притвор. Но мне так не хочется отходить от чудотворного образа Царицы Небесной, что я демонстративно откладываю акафист в сторону и продолжаю оставаться в стасидии. Через некоторое время иеромонах Иверской обители выходит из часовни, и я дерзновенно хватаю листочки с текстом акафиста, продолжаю чтение. На девятом кондаке акафиста он снова появляется в часовне и начинает ругать меня за непослушание, потом берет у меня текст акафиста и относит в притвор. Досада рождается в сердце, ведь оставалось прочитать совсем немного. В этот момент мой греческий «друг», снова выходит из часовни, причем на этот раз очень стремительно, в его отсутствие, я в притворе снова беру текст акафиста, возвращаюсь и начинаю читать с прерванного места…
Периферическим зрением, продолжая читать акафист, вижу что иеромонах возвращается, предчувствия самые скорбные.
Но, о чудо, не обращая, ровным счетом, никого внимания на меня, он проходит в маленький алтарь часовни, отверзает Царские Врата, затепляет выносную свечу.
Объяснение этой благой для меня перемены, вскоре раскрылись. В часовню ради поклонения Иверской иконе, прибыл греческий епископ. Поклонившись образу «Вратарницы», и слыша молитвословия на церковнославянском языке, он, занял пустующую стасидию и стал вместе со всеми молиться. На этот раз никто не воспрепятствовал мне довершить чтение акафиста. Когда же приспело время чтения молитвы к Иверской иконе Пресвятой Богородицы, я вышел из стасидии к иконе, и коленопреклоненно прочитал молитву.
Внутреннее ликование наполнило торжествующую душу.
По прошествии минуты, я с опаской взглянул на насельника Иверского монастыря, грозного иеромонаха, но на сей раз в нем произошла разительная перемена, и хотя он покачал головой, но на лице его отразилась лучезарная улыбка, на прощание он даже вручил мне небольшой сосуд с елеем от лампады Царицы Небесной.
«Пресвятая Богородица – спаси нас!»
Получив напоследок архипастырское благословение, я продолжил паломничество по Святой Афонской горе.
5 октября 2013 года, суббота.
Святая гора Афон.