Ребро Иосифа.

Ребро Иосифа.

(Из афонских дневников).

     Читая жития святых угодников Божиих, проникаешься их духовным миром, открываешь, через них, таинственный мир Богопознания, стараешься хотя бы немного подражать их Боговдохновенному житию. Полагаю невозможно, прочитав  житие Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Силуана Афонского, остаться равнодушным, наоборот, очень хочется добраться до тех мест, где подвизались святые, если возможно приложиться к их святым мощам, испросить в молитвах к ним, Небесного покровительства.

     В свое время прочитав книги о житии старца Иосифа Исихаста (1897-1959), «Изложение монашеского опыта» и «Моя жизнь со старцем Иосифом», я проникся искренней любовью, к прославленному в лике местночтимых афонских святых, угоднику Божиему. Совершая паломничество по Афонскому полуострову, мне конечно же хотелось посетить те места, где проходили многотрудные молитвенные подвиги старца Иосифа и его немногочисленной общины.    

     После восхождения на Святую гору  Афон и евхаристической молитвы, в храме Преображения Господня, я вознамерился дойти до скита Василия Великого, где подвизался святой, благо это было не так далеко. Добравшись до места называемое «Ставрос»  (крест по гречески),  где находятся пересечения сразу нескольких афонских троп, и увидев небольшой указатель на скит Василия Великого, я без промедления, решительно, направился в сторону скита, предвкушая молитвенную радость посещения, этого святого места.

     Но пройдя по узкой каменистой тропе более часа, я так и не обнаружил, хоть какие нибудь признаки скита Василия Великого, мало того, мне стало очевидно, что я окончательно заблудился. Понять, где я в данный момент нахожусь, не представлялось возможным. Вернуться назад к «Ставросу», я также не мог, так как потерял все природные ориентиры. В довершению ко всему, горные тропы, то поднимающиеся ввысь, то резко спускающиеся вниз, окончательно измотали мои силы. За меня были только два положительных обстоятельства, достаточно долгое время до наступления темноты, и большой запас питьевой воды.

     Проплутав еще два часа, по горным тропам, и окончательно потеряв надежду, отыскать скит Василия Великого, я все таки вышел на широкую тропинку, и к радости своей, издалека, увидел афонского монаха. Какого же было мое удивление, когда выяснилось, что иеромонах Евфимий из России, и ранее подвизался в Оптиной пустыне.    

     Он пригласим меня в свой, недалеко находящийся скит, где накормил меня грибным супом, и позволил напиться чаю с очень вкусным афонским вареньем. Как потом рассказал мне отец Евфимий, найти скит Василия Великого без знающего проводника, практически невозможно. Но он же подсказал мне, как добраться до скита, где находится частица мощей преподобного Иосифа Исихаста, а также указал на скит святителя Саввы Сербского, где скитоначальником является русский схимонах Афанасий, и где можно переночевать.

     На сей раз, заблудиться было не возможно, большая горная тропа, вела меня к скитам нижней Карули, в сторону моря, да и все время спускаться с горы, несомненно легче, чем подыматься. Скит к которому я направился, отыскать удалось сразу, по большому выкованному из метала, на железных воротах, символу Афона двухглавому орлу. Меня встретил улыбающийся послушник, которому я объяснил цель своего посещения скита, он любезно угостил меня чашкой кофе с лукумом, и через некоторое время в сопровождении скитского иеромонаха, мы поднялись в маленькую церковь, где из алтаря, он вынес ковчег с дугообразной плоской косточкой старца Иосифа Исихаста, именуемой в анатомии  ребром. Благоговейно приложившись к святыне, я молитвенно возблагодарил преподобного Иосифа, за те испытания, которые были посланы мне в сей день, и за радость поклонения его святым мощам. Приобретя в скиту, излучающий небесный аромат, благоухающий ладан, я направился, в скит святителя Саввы Сербского, солнце заходило за горизонт, и надлежало подумать о ночлеге.

     Увы, темнота наступила, практически мгновенно, и все мои усилия отыскать скит, который находился недалеко от моря, не принесли положительных результатов. В конечном итоге, главная тропа, привела меня к пристани скитов Карули. В небольшом хозяйственном ангаре, прямо на берегу моря, подложив вместо матраса, деревянный поддон, я устроился на ночлег, хотя заснуть мне еще долго не удавалось, под шум неустанно накатывающихся к Афонской пристани волн, в ночной мгле, я снова и снова переживал события прошедшего дня.    

     Смиренная, ни с чем несоизмеримая, духовная радость, наполнила мое сердце, и отозвалась в Афонской ночи, молитвенным благодарением ко Господу, за все Его Великие, к нам, благодеяния!

Богу нашему слава – всегда,

ныне и присно и во веки веков.

В ночь с 8 на 9 октября 2012 года,

Святая гора Афон,

пристань скитов нижней Карули.

Протоиерей Алексей Чекмарев

← Назад