Художественные традиции Афона

  1. 1. Святой Иоанн Продромос. Гравюра. Афон, 17 век.

Художественное ремесло на Горе Афон крепко связано с иконами и фресками. Существует, однако, еще одна художественная практика, обычно недооцениваемая и вообще неизвестная большинству, которая включает в себя искусство создания гравюры по дереву и меди. Это искусство процветало с 17- го века и было популярно вплоть до конца 19- го , что немаловажно для истории Афона, а также для современной истории греческого искусства. Вспомним, что первым учителем создания гравюр в школе изобразительных искусств (1843-1865) был афонский гравер, монах Агатаггелос Триантафиллу. Данная традиция постепенно забывалась и теряла популярность с внедрением литографии. Позднее современная офсетная печать нанесла последний удар по традиции гравюры на горе Афон.

Православные гравюры были в основном рассчитаны для   бедных людей или тех, кто не мог приобрести рукописную икону. Более того, эти гравюры служили распространению Православной веры, что позволяло показать далекие монастыри и подворья большому количеству паломников, которые в дальнейшем посещали Афон. Они создавались для того, чтобы люди, которые совершают паломничество, могли пожертвовать и помочь финансово монастырям в период правления Османской империи, когда финансирование монастырей было довольно скудным. Изготовление специальных печатей оказалось идеальным средством для массового тиражирования и позволяло за короткое время изготовить десятки тысяч изображений , после чего они были доступны для раздачи большому количеству людей.

2. Иконостас в маленькой часовне, печатная икона.

Исторически известно, что первые афонские изображения были сделаны и напечатаны в тех европейских городах, где присутствовала сильная греческая   православная община (Москва, Венеция, Вена, Ливорно и т. д.). Постепенно афонские мастерские взяли на себя большую часть производства изображений с помощью специальных печатей для христиан. В дальнейшем их стали использовать для продвижения и распространении информации о монастырях будущим паломникам. При печатании изображении  на горе Афон развивался характерный афонский стиль, который стоит между западным стилем и византийской и поствизантийской иконописью. Первые изображения на Афоне были созданы на западных печатных станках, но в дальнейшем, рисунки, созданные в Вене и Венеции для горы Афон, брали идеи, стиль создания и традиции печати этих изображений, которые из поколение в поколение создавались монахами самой Горы. Стоит упомянуть, что некоторые Афонские мастерские, где были установлены хорошие и качественные печати, закупали новые печатные станки с европейским характерным стилем для будущего производства. Это означает, что в дальнейшем производство смешивалось и начинало приобретать новые краски, где явно перемешивались европейская и византийские культуры создания изображений с помощью гравюрных печатей.  Считается, что такое отношение и сочетания создания данных изображений доказывает, что Афон не только пользовался чужими стилями производства, но открывал и развивал свои, что в конечном итоге создало свою особую Афонскую традицию печати.

Что касается самих изображений, то они были либо пейзажами Афона, либо изображали монастыри полуострова Афон, православных праздников, а также   изображения   святых.

Одна из основных групп - это картины, которые изображают весь Афонский полуостров, поместив две стороны горы Афон рядом друг с другом, таким образом, что бы создавался вид двухглавой горы. Первые изображения такого рода были напечатаны в таких городах, как Вена и Венеция (рис. 3, 4). Подобные изображения, напечатанные на Афоне, начали постепенно придерживаться более византийских или поствизантийских стилей, создаваемого изображения,  с устранением размера глубины и перспективы. И, наконец, с абсолютно упрощенным, почти простым и наивным видением ландшафта (рис. 5). Интересно, но этот афонский стиль напоминает нам о гораздо более раннем изображении «карт» Афона из Западной Европы (рис. 7).

3.Двухглавая Гора, Афон, Венеция, 1713.


4. Двухглавая Гора, Афон, Москва, 1768.

5. Двухглавая Гора, Афон, мастерские недалеко от Афона 1770.


6. Двухглавая Гора, Афон, Ручная цветная гравировка, 1839.

7. Страница из Komnenos Proskynetarion.

Продолжая это сравнение, перейдем к картинам, изображающим конкретные монастыри. Два изображения Ватопеда (рис. 8, 9) и два изображения Дионисиата (рис. 10, 11) созданные за пределами Афона. Их можно сравнить с более афонским стилем, такими как изображения Григориата (рис. 12), монастыря Симонопетра (рис. 13, 14) или  Каракал (рис. 15).


8. Монастырь Ватопед, Вена, 1767.

9. Монастырь Ватопед, Венеция, 1792.

10. Монастырь Дионисиат, Венеция, 1754.

11. Монастырь Дионисиат, Вена, 1780.

12. Монастырь Григориат, Афон, 1819.

13. Монастырь Синомопетра, Афон, 1836.

14. Монастырь Синомопетра , Афон, 1868.

15. Монастырь Каракал, Афон, 1843.

Монастырь Филофей изображен в трех гравюрах, одна из которых сделана в Москве в 1849 году, еще одна была сделала на Афоне в 1847 году и самая первая гравюра из этой группы, в простом натуралистическом стиле, была издана в Вене в 1865 году (рис. 16). В 1847 году Афонская картина, вероятно, послужила источником для следующей гравюры в 1849 году, которая была заказана московскому художнику, который, очевидно, работал в натуралистическом стиле, как видно из подробностей на картине (рис. 17)


16. Монастырь Филофей, Вена, 1765.

17. Монастырь Филофей, Москва, 1849.

Следующая важная группа печатей, изображающих святых или религиозные сцены, - это в основном изображения афонских художников. Здесь можно довольно интересно сравнить Афонский и Европейские стили. Хорошим примером является изображения Св. Георгия, который напечатан в Ливорно (рис. 18), в явно западной манере. Его можно сравнить с афонским стилем, который все еще был подвержен западному влиянию (рис. 19), и с чистым афонским изображением, который показан на рис.20.


18. Святой Георгий, Ливорно, 1820.

19. Святой Георгий и Дмитрий, Афон, середина 19 века.

20. Святой Георгий, Афон, середина 19 века.

Этот небольшой набор гравюр показывает разные стили изображений, которые свидетельствуют о разнообразии печатных стилей гравюр Афона, который характеризуется, как поствизантийский 18-й и 19-й вв. Религиозное искусство также проявляется в иконописи и фресках того же периода. Это показывает нам, что на тот   момент афонские гравюры колебались между западным натуралистическим стилем и   византийским взглядом, которые в дальнейшем начали приобретать более натуралистический стиль.

Большое количество православных святых и крупных праздников были напечатаны как бумажные иконы. (рис. 21, 22, 23, 24)


21. Архангел Михаил, Афон, 1858.

22. Дева Мария, Афон, 19 век.

23. Дева Мария со Святым Константином и Еленой, Афон, 1835.

24. Вход Господень в Иерусалим, Афон, 1870.


Печати для  Антиминса (алтарный покров) - еще один аспект Афонской гравюры. Многочисленные печати были размещены во всем православном мире, как правило, с многоязычными надписями, которые в конечном итоге были не только долговечны, но и использовались в качестве источника иконописной тематики и в других объектах вероисповедания. Антиминс обычно изображает сцены, связанные со Страстями Христовыми. Данные печати обычно делали на ткань, предположительно лен.


25. Антиминс, Афон, 1870.

Так же были сделаны печати, предназначенные для большого количества людей, и это огромное отличие от обычных рисованных картин. У печатей не было одного владельца, т.к. ими владели некоторые общины и каждая из этих общин владела не копией, как при распространении картин, а оригинальной работой. Большинство афонских печатей имели в названиях имена святых или даже длинных текстов, выгравированных на двух, а иногда и трех языках: греческом, славянском или русском, а иногда и на латинском или итальянском.

Количество отпечатков, которые были у людей в Греции, на Балканах и в России было довольно велико. Примером может служить изображение святого Георгия  в Янине. Так в течении двух лет после его мученической смерти в 1838 году появились первые гравюры с его изображением, после чего в течение последующих 30 лет были созданы еще 13 вариантов его изображения.


26. Святой Георгий. Новомучений Янинский, Афон, 1840.

Альтернативным источником информации являлся  грек, который был связующим звеном между  общинами на горе Синай и печатными изданиями в Европе. Из его переписки мы знаем, что печатные изображения отправлялись в деревянных ящиках, в которых содержалось по 1000 экземпляров в каждом. Количество печатных мастерских в Кариесе, столице Афона, похоже, было большим, но к сожалению ни один из печатных станков не выжил, став ненужным с конца XIX века. Многие медные печати были переплавлены для производства других медных предметов, а прессы, которые были сделаны из дерева, со временем испортились и пришли в негодность.

Примерно в 1990 году на горе Афон начались серьезные мероприятия, чтобы попытаться собрать, сохранить, изучить и опубликовать, то что осталось от этой великолепной традиции. Первое серьезное исследование было сделано Дори Папастратус, которая в дальнейшем описала результаты своих исследований в книге «Papers Icons», опубликованной в 1986 году. С тех пор иеромонах Юстиниан и монастырь Симонопетра возложили на себя эту работу и продолжили изучение этой художественной практики на горе Афон. Были созданы художественные архивы на Афоне, основана печатная мастерская в Кариесе, столице Афона, чтобы переиздать и сохранить некоторые из оригинальных печатей. Исследования продолжаются и на данный момент было обнаружено около 1100 различных изображений с гравировкой - некоторые из них в нескольких экземплярах, а так же 300 эстампов, из которых 120 принадлежат монастырю Симонопетра. Данное исследование находится на поворотном моменте. Сейчас готовится к выпуску станок, который содержит в себе Афонскую печать, но все же необходимы новые средства для дальнейшего изучения и выполнения этой задачи, особенно в отношении изучения деревянных гравюр, которые по-прежнему остаются неопубликованными. Печатная мастерская была создана для переиздания печатей и их копирования с оригинальных медных пластин, но так же была надежда, что это идея может развиться, как новая отрасль для создания новых печатей монахами и художниками - паломниками. Но к сожалению, данная задумка еще не осуществлена на деле.


27. Художник Ликургос Когевинас, гравюра, 1922.

28. Поликлетос Ренгос, деревянная гравюра, 1933.

29. Гиоргос Велисаридис, Монастырь Синомопетра, деревянная гравюра.

30. Маркос Кампанис, линогравюра из сборника «Башни Афона», 1998.

31. Димитрис Сирегелас, Монастырь Синомопетра, Аквапринт.

 

Дополнительнуя информацию можно найти здесь:

Website of Markos Kampanis:

http://markoskampanis.gr/#/en/works/mount_athos_art_archives

Website of the printing workshop on Mt. Athos:

http://agioritikesmnimes.blogspot.gr/2012/11/2307.html

Mt. Athos Art Archive:

http://athosartarchive.blogspot.gr/

← Назад