Святая Гора Афон, тысячелетняя твердыня Православия, без всякого преувеличения явилась тем вертоградом, в котором родилось и веками взращивалось византийское церковное музыкальное и певческое искусство.
Сегодня, когда упадок монастырской жизни миновал, монашеские общины Святой Горы на основании духовного опыта своих предшественников вновь созидает и воссоздает ту дивную и благодатную среду, которая в былые времена так упокоевала душу не только каждого монаха, но и каждого паломника.
В духе возрождения святогорских монастырей возобновило свою деятельность и музыкальное училище Святой Обители Ватопед, сотни лет служившее музыкальному образованию монахов. Оно даровало Обители знаменитых мелургов (церковных композиторов) и сохранило богатую певческую традицию, которую продолжает развивать и нынешний братский хор. В этом ему помогают как музыкальные архивы Святой Обители, так и записи псалтов (певчих), собранные в богатой монастырской фонотеке.
Систематическое музыкальное обучение, соединяющее в себе знание письменной и опыт устной певческой традиции, уже начало приносить свои плоды, - созданию коллекции песнопений на каждый день Страстной седмицы.
Для лучшего понимания особенностей богослужения на Святой Горе Афон необходимы два пояснения:
1) в монастырях Святой Горы действует так называемое святогорское время, имеющее прообразомвизантийское время, по которому отчет часов начинается с заходом солнца (так как в начале была тьма, Быт.1, 1-2), а не в полночь, как по нашему светскому времени. Таким образом все, что происходит после захода солнца, относится к следующему дню;
2) служба Воскресения Христова литургически связана с Пасхальной утреней, во время которой мы празднуем живоносное Воскресение Христа. Служба Воскресения, утреня и Божественная Пасхальная Литургия обычно совершаются в полночь Великой Субботы. Но, по древнему обычаю, в монастырях и в некоторых других местах эти службы совершаются как панихида (всенощное бдение) в первые утренние часы Пасхального Воскресения. Поэтому-то служба Воскресения помещена под заглавиемСвятая Пасха.
Певческое искусство на Святой Горе Афон создается не усилиями отдельных выдающихся иеропсалтов. Певческое искусство на Святой Горе прежде всего является естественной и обычной принадлежностью повседневной монашеской жизни. Многочасовое исполнение песнопений переплетается с непрестанной молитвой, в которой оно обновляется и очищается, будучи прирожденно монашеской жизни, и в то же время ведет к ее глубочайшему опытному переживанию.
Именно поэтому исполнение церковных песнопений в первую очередь есть феномен православного богослужения, а не просто некий светский концерт, наделенный эстетическими достоинствами.
На Святой Горе Афон Божественные Страсти возглашаются и воспеваются устами монахов, и это создает неповторимую умилительную атмосферу и приближает предстоящих к пониманию истины. На Святой Горе царствование Жизни и благодатная весть Воскресения усиливаются торжеством победно ликующей Весны. На Святой Горе, известной как Сад Богородицы, Дни Святых Страстей приобретают иное измерение. Вот почему в этом прекрасном Саду, с его непорочной природой, в прямом и переносном смысле соблюдается аватон (запрет на появление на Афоне женщин и некоторых не достойных). Святая Гора Афон неприступна для моря житейской суеты.
Музыкальная зрелость и высокий профессионализм братского хора Святой Обители Ватопед служат залогом того, что это благодатное византийское пение не только пронизывает и наполняет собой ангелоподобную жизнь насельников Святой Горы, но шагнуло далеко за пределы Афона и мы сейчас слышим его на греческих приходах Австралии, Европы и Северной Америки.
Мы надеемся, что и Вы, любезный паломник, находясь на Святой Горе Афон, сподобитесь душой и сердцем прикоснутся к этому не оскудеваемому источнику святости и любви, и словами псалмопевца Давида прославите Великое Имя Господне, взывая Ему: Аллилуия!