Афон. Апрель 2010

Почти каждый, побывавший на Афоне, говорит о чудном Божием промысле и незримом путеводительстве Пресвятой Богородицы по Своему Уделу. Но, осознать Его Промысел, прочувствовать Её участие, возможно только собственным опытом посещения Святой Горы.

Милостью Божией, и самым активным участием и заботой Паломнического центра «Святая Гора», посчастливилось мне побывать в этом благодатном месте в апреле этого года.

Вообще, история моего паломничества началась странно. Желание побывать на Афоне родилось зимой, в январские каникулы, под впечатлением от рассказов моего дяди, три раза побывавшего на Святой Горе. Зная свои рабочие планы на весну и лето, я мог рассчитывать на встречу со Святой Горой только в конце сентября - начале октября. И все свои чаяния об этой поездке я устремил в осень. А в апреле, сразу после Пасхи, для меня чётко и безальтернативно «корячилась» командировка в Нидерланды. Созвонившись с Паломническим центром, договорились о сроках подачи документов в августе. И... вдруг, моя командировка в Голландию самым неожиданным образом расстроилась. При всей безальтернативности моей кандидатуры, руководство решило послать в Амстердам другого сотрудника! Причем, этому сотруднику необходимо было срочно получить некий объем знаний, чтобы быть в теме и результативно поработать с голландскими коллегами. Меня это обрадовало, и я воспринял такой поворот событий как знак... Ударными темпами и дозами я закачивал информацию в своего коллегу, и уже через месяц тот отлично владел необходимыми ноу-хау. Препятствий для встречи Святой Пасхи на Афоне не было. Поговорив с руководством, я получил «добро» на 2 недели отпуска в апреле. Уррааааа!!!

Быстро, т.к. сроки уже поджимали, через курьерскую службу переправил документы в Паломнический центр «Святая Гора» и принялся ждать. Скажу, что ожидание было для меня волнительным. К легким волнениям из-за обычной посольско-визовой лотереи прибавились переживания из-за проблем Греции в отношениях с Евросоюзом. Но, слава Богу, все разрешения получены. Перелопатив гору информации о Святой Горе, прочитав с пару десятков отчетов о паломничестве, я составил свой маршрут, в котором все было чётко и прагматично-планово. Вылет в Великую среду. Господи, благослови!

Уранополи

Прилет в аэропорт «Македония» – трансфер «Салоники – Уранополи» - размещение в гостинице – все прошло на хорошем организационном уровне. Отправная точка, город Уранополи, оказался маленьким тихим городком, напоминающим обычный предсезонный черноморский поселок с галереей прибрежных кафе-баров-ресторанов, сувенирных лавок и мелких продуктовых магазинчиков. Прибытие автобусов с паломниками на какое-то время взбудораживает обитателей поселка, но через пару часов все успокаивается и местная умиротворенность передается приезжим. Многие из них впадают в созерцательное настроение, тихо рассевшись по многочисленным кафе и обратив свои взоры на гладь Эгейского моря.

Утром паломники стекаются на главный причал. Ровно в 9-45 отсюда в страну молитв и откровений уходит паром Агиос Пантелеимон. На палубе одни мужчины. С легкостью хочется сказать всем своим мирским хлопотам и заботам если не «прощай», то уж «до свидания» точно. Все мысли потихоньку настраиваются на молитвенный лад, начинаешь физически ощущать благоговейный трепет от предстоящей встречи с землей, где присутствовала сама Матерь Божия, наша Заступница и Ходатаица.

Святая Гора

Первым пунктом моего маршрута был выбран сербский монастырь Хиландар. Как-то, сами собой нашлись 2 русских попутчика с приблизительно схожим моему планом действий на Святой Горе. Отлично! Тут же наш маленький отряд принял решение путешествовать вместе, и в дальнейшем переработать свои маршрутные планы с учетом интересов и потребностей каждого. Но, нам самим пересматривать наши планы не пришлось. Все это за нас, и куда лучшим образом, сделала Сама Игуменья Святой Горы – Пресвятая Богородица.

Первая арсана – Иваница, нам здесь выходить. На причале ждет своих паломников автобус из Хиландара. Но, первый сюрприз… увы, из-за великого количества сербских паломников, мест для нас в этом автобусе нет. Как и в монастыре. Вот уж воистину: человек предполагает, а Бог располагает! И реальная цена всем своим планам – ноль без палочки... )))

- Ну, что? Идем тогда в Зограф?

- Ребята, вы в Зограф собрались? А давайте вы со мной в одно место в гости зайдете, тут рядышком совсем, а затем уже пойдете в Зограф?

Обернувшись, мы увидели пожилого мужчину. Оказалось, он приехал на Афон в гости к сыну, уже 8 лет подвизающемуся на Святой Горе. Соглашаемся. И через 20 минут пешего хода мы оказываемся в скиту Св. Спиридона. Скит встретил нас безмолвием. Оказалось, что вся немногочисленная братия скита была в храме на службе. Вышедший из храма монах пригласил нас принять участие в службе и, если есть желание, принять таинства елеосвящения. Конечно же, мы с радостью согласились. Честно скажу, для меня это было впервые. Как и последующий чин омовения ног, так как с нашим приходом число участников службы достигло 12-ти, числа апостолов. Я растерялся, потому как считал и считаю себя недостойным того, чтобы афонский монах омывал мне ноги. В-общем, первые часы пребывания на Афоне меня ошеломили. Особенно ошеломляло физическое ощущение присутствия Благодати Божией, намоленности этой священной земли.

Путь из скита в монастырь Зограф занял у нас почти 2 часа. Как у многих в жизни что-то «первое» оставляет какое-то особое впечатление, так и этот монастырь оставил во мне след. Здесь все для меня было впервые. Первая келья, первая служба с непривычными для меня византийскими распевами, первая трапеза, и первое ночное бдение на Афоне. Зограф в ряду тех монастырей, в которых мне довелось побывать в ходе данной поездки, занял какое-то особое место. Отдельную полочку. Он стал для меня моим афонским крестным.

Следующим утром Великой пятницы небо затянуло тучами, и пошел обложной дождь. Как будто Матерь Божия оплакивала Своего Сына и нашего Спасителя. По дождю и расползшимся дорогам мы перебрались в Костамонит. Промокшие насквозь и изрядно замерзшие, мы с трудом отыскали архондаричного. Оказалось, что монастырь уже под завязку наполнен греками-паломниками, приехавшими сюда встречать Светлую Пасху Христову. Но, тем не менее, путем некоторых перестановок мебели в гостиничных комнатах, для нас были установлены кровати. Вопрос с размещением решен. Условия жизни в этом небольшом и очень уютном монастыре довольно аскетичны. Здесь нет ни горячей воды в умывальниках, ни электрического света. Костамонит, наравне с монастырем Эсфигмен, не принимают финансовой помощи ни от Евросоюза с МВФ, ни даже от ЮНЕСКО по программе сохранения памятников, считая данную помощь делом антихристовым.

Мы переоделись в сухое и пошли знакомиться с монастырем. Через какое-то время раздались удары таланта, зовущие на Великую вечерню. Соборный храм монастыря, освященный в честь Первомученика Стефана, небольшой по размерам, и стасидий в нем совсем немного. Но доброжелательные греки пригласили нас занять места со стороны левого клироса. Костамонит – греческий монастырь, и здесь уже не услышишь «Паки и паки…». Вынесли Плащаницу и... вдруг дождь прекратился, и на небе появилось солнце.

После вечерни и трапезы греки-паломники в архондарике довольно большим кругом устроили беседу со священником. Совсем не обязательно было знать греческий язык для того, чтобы понять - речь идет о важнейших вопросах духовной жизни. Дискуссия была довольно активной и даже напоминала чем-то некое «ток-шоу». Периодически, и миряне, и священник зачитывали друг другу места из Священного Писания и некоторых духовных книг, а затем, как мне кажется, обсуждая, соотносили прочитанное с жизненными ситуациями. Такое общение мирян и насельника Святой Горы я видел только в этом монастыре.

Святая Пасха

Праздник Светлой Пасхи мы встречали в монастыре Ватопед. Отряд наш начал понемногу расти, были зачислены еще двое паломников. Один приехал вместе с нами, но паломничество начал с монастыря Святого Павла. А второй паломничал здесь уже неделю, и только что спустился с вершины горы Афон. Вообще, в монастырь съехалось большое число паломников. Архондаричный просто разрывался на части, пытаясь как можно быстрее решить вопросы с размещением всё прибывающих гостей. По части условий, архондарик в Ватопеде смело может претендовать на гостиничные ***. Мне достался «двукоешный нумер», сосед – вершинник (прошу у него прощения за свой храп), идеальное постельное белье и даже махровое полотенце. О, как!

Когда я еще собирался на Афон, в паломнической службе «Святая Гора» мне заранее объяснили, как исповедаться и причаститься в этом монастыре. Следуя чётко инструкциям, я отыскал русскоговорящего монаха Нектария и поведал ему о своем желании. Отец Нектарий любезно согласился мне помочь и выступить переводчиком в исповеди монастырскому духовнику о. Георгию. Аудиенция была назначена на 21-00.

Исповедь здесь, на Афоне, отличается от исповеди в России. И в первую очередь тем, что духовник никуда не торопится. Для него, как я понял, более важно вызвать в исповедающемся искреннее чувство покаяния, выявить природу и причину наиболее тяжких грехов, и дать совет, как с ними бороться. Поэтому исповедь может длиться и час, и два. Еще, может это и субъективно, но как мне показалось, духовник отец Георгий – прозорлив. По крайней мере, отче дал мне повод так думать. По окончании моей исповеди отец Георгий прочитал разрешительную молитву, и… благословил меня причащаться всю пасхальную седмицу без исповеди в любом монастыре, если смертно не нагрешу. Вот уж воистину удивительно.

Сразу после исповеди я поспешил на службу в Соборный храм монастыря, где мы нашей группой заняли места в одном из приделов храма. Возглавлял пасхальное бдение кипрский митрополит Афанасий. Служба впечатлила своей торжественностью, какой-то особой, афонской проникновенностью. Все бдение прошло на одном дыхании. И вот уже, иерейские возгласы: Χριστός Ανέστη!!!

Греки как-то сдержано и нестройно отвечают восклицающим: «Христос Анести!» - «Алифос Анести!» Мы же, русские, привыкли в ответном возгласе показывать всю свою радость по Воскресшем Господе, потому громко и дружно отвечали: «Воистину Воскресе!» И скажу, что наше дружное ответствование очень радовало греческих священников. Заходя в наш придел для каждения, служители искренне улыбались и громко восклицали по-русски: «Христос Воскресе!» Мы, же радостно отвечали им: «Воистину Воскресе!» А уже на отпусте мы развеселили священников ответствованием на их греческое: «Христос Анести!» - новым русско-греческим: «Воистину Анести!» Многие потом так и отвечали нам в Светлое Воскресенье и Престольный праздник Благовещения.

Воскресным вечером наш отряд пополнился новыми «бойцами». Из Москвы прилетел директор службы «Святая Гора» с тремя паломниками. На совете обновленного отряда было принято решение побывать на крестных ходах в Карее и Иверском монастыре, снова посетить Ватопед в его Престольный праздник, и совершить восхождение на вершину Афона. И если в первых трех пунктах нашего плана Пресвятая Богородица сопутствовала нам, то в покорении вершины Она преподнесла нам урок за нашу гордыню и леность.

Муларики господина Яниса

В Дафни на набережной есть кафе. Оно единственное там. Как и единственный на Афоне сервис морского такси. Всем этим нехитрым хозяйством заправляет господин Янис. Похоже, грек-репатриант из Советского Союза. Вот с ним-то мы и договорились об аренде мулашек или, как говорят проводники-албанцы, «мулариков». Наш план был прост как три копейки. На мулариках мы по-быстрому поднимаемся до часовни Панагии на отметку 1500 м. Далее уже совершаем пешее восхождение, спускаемся, и также шустро на мулариках скачем в Лавру Св.Афанасия.

Цена на мулариков оказалась весьма кусачей, 1800 евро. Думаю, дома за такие деньги я смог бы просто купить себе целое стадо мулов в личное пользование, а в качестве бонуса получил бы еще и стог сена. Торговались мы с Янисом, который выступал «просто как переводчик» между нами и хозяином мулариков. Приём довольно банальный: «а я чё? Я ничё не имею», но альтернатив у нас было не много. В-общем, как в том анекдоте: «Вождь индейцев говорит, что не скажет вам, где зарыт клад». Как-то так. Торговля шла бойко, как в хороший базарный день. И основной торг, как мне кажется, шел именно не столько с ценой хозяина, сколько с процентами за посредничество Яниса. Итак, окончательный прайс был таков - 1200 евро за шесть под седоков и одного вьючного (для наших рюкзаков) мулариков. Оплата по факту свершившегося восхождения.

Эх, как все просто! И главное не надо потеть, выкладываться физически и все такое, не говоря уже про молитвенное восхождение, когда каждый метр тропы проходишь вместе с молитвой. Неееее… Нам казалось, что всё это не нужно. Нам нужно быстро и с удобствами. Для галочки в туристическом отчете. Да и чтобы одним днем уложиться. Хотя у нас и была одна причина прибегнуть к помощи гужевого транспорта, но мы ее использовали просто как прикрытие обыкновенной лени и желания «без труда вытащить рыбку из пруда». А основной мотив – мы крутые. Вот за нашу крутизну-то Богородица нам и преподала урок.

Отправной точкой подъема на вершину для нас стал Скит Св. Анны. Утром туда прибыли два албанца с оговоренным числом мулариков. Посадка верхом заняла у нас минут 40. Рассевшись по муларикам, согласно заявленному весу седоков, мы тронулись в путь! С Богом!

Начав путешествие, к нам пришло понимание того, что верховая езда – это не совсем комфортно. А горная верховая езда – это еще и не совсем быстро. Одному из нас достался брыкливый мул, так и норовивший скинуть седока. Пришлось проводнику отдать своего. На каких-то крутых осыпях или ступенях кто-то из седоков, не удержавшись, падал с седла. Проехав километров пять, проводники заставили нас спешиться, мол, тропа пошла крутая и муларикам с седоками очень тяжело. Ну что же, деваться некуда, потопали пешком. Прошли с километр-полтора, когда нам снова разрешили оседлать мулашек. На дорогу к часовне у нас ушло почти 4 часа. Что, в принципе, сопоставимо с пешим восхождением. Немного отдохнув, мы устремились к вершине. Когда мы отправлялись к вершине от Панагии, небо было затянуто облаками, но за полтора часа подъема облака рассеялись, и на вершине нас уже ждало чистое небо и яркое солнце.

На вершине тебя наполняет какое-то особое чувство. Радость и Благодарность. И еще, наверное, Любовь. По крайней мере, я чувствовал именно это. А еще открывается потрясающей красоты панорама. Отсутствие границы между морем и небом создает иллюзию, что полуостров покоится на тверди небесной. Что вот, за теми или теми скалами – край земли. А дальше нет ничего.

Собравшись всей группой, прочитали в Храме Преображения Часы Святой Пасхи. Сделали по нескольку снимков и тронулись в обратный путь. Через час с небольшим мы снова все стоим у часовни Панагии. Легкий перекус из запасов, привезенных с собой из России. Говорим проводникам, что мы готовы ехать дальше. И тут нас ждет первое неприятное известие. Вниз надо идти пешим ходом, а муларики могут везти седока только вверх. Вот тебе бабушка и Юрьев день!... Получается, что нам надо спуститься до Креста пешком, а дальше уже снова поедем верхом. Эээээ… Как-то при переговорах о цене данного пункта не было. Ну да ладно, надо так надо. Пошли...

Через час пешего хода услышал цокот копыт. Оборачиваюсь и вижу картину маслом - наш товарищ едет верхом. Спрашиваю: «А как это тебе удалось?» Оказалось, что албанцы нас выпустили вперед, а сами через какое-то время оседлали своих мулов и пошли нам вслед. То есть, им можно – нам нельзя. Пришлось при помощи посоха им мягко намекнуть, что они не совсем правы. В итоге, половина нашей группы до Креста все-таки доехала, а не дошла. У Креста нас уже ждали наиболее быстроходные из нас. Далее мы все отправились верхом в Лавру Святого Афанасия. Шли лесом. Развилки с указателями направлений мы проскакивали без остановок. В общем, шли споро, пока не начало смеркаться. Тут-то и промелькнуло в наших рядах первое легкое волнение. По времени нашего пути, а это уже 4 часа, мы как бы должны уже были выйти к Лавре (столько времени занимает пеший путь), ну или хотя бы к румынскому скиту Продром (Предтечи). Ничего подобного и близко не было. Проводники лишь прибавили ходу, так же минуя развилки с четко обозначенными дорогами, увлекаясь в лесную чащу по еле различимой тропинке или же по каменистому желобу талых ручьев. Стемнело совсем. Где-то слева завыли шакалы, справа крутой обрыв. Вот только здесь и пошла настоящая молитва. Потому что мысли стали возникать совсем не радостные. Между тем, албанцы взяли такой темп, что муларики в темноте стали просто спотыкаться. Перспектива навернуться и, не дай Бог, что-нибудь сломать себе ночью в лесу, в отсутствии какой-либо цивилизации, за свои же почти 200 евро, как-то совсем не привлекала. Пресвятая Богородица, спаси нас! На наши просьбы сбавить темп албанцы не реагировали. Пришлось снова втолковывать им «что-да-как» посредством посоха. Как говорят в российских маршрутных такси: «40 минут страха и вы дома». Примерно на тех же эмоциях, искреннее призывая в помощь Богородицу, часа через полтора мы вышли к Скиту Продром. И, о чудо! Ночь на дворе, а ворота скита оказались незапертыми. Их только-только собирались закрыть, и то лишь потому так поздно, что кто-то куда-то от них только что ушел. Вот и думай что хочешь...

Вместо расчетных четырех часов наш путь занял почти шесть! Потом выяснилось, что албанцы просто не знали дороги. Кроме того, они не читали указателей по одной простой причине – они не умели читать. Поэтому, мой совет тем, кто захочет взять мулариков - оговаривайте сразу всё. Цену, не стесняясь, предлагайте вдвое ниже названной. Оговаривайте и детали маршрута. Где вы едете верхом, а где вы идете пешком? Знают ли дорогу проводники? Вплоть до времени прибытия в конечный пункт вашего путешествия. Это поможет избежать в дальнейшем неприятных сюрпризов.

Далее со всеми остановками…

Спаси Господи того монаха, который встретил нас в Скиту Продром! Несмотря на столь позднее время он, искренне извиняясь, попросил у нас 10-15 минут, чтобы приготовить нам ужин. После ужина отвел нас в архондарик и показал нам нашу комнату. Отбой…

В 4 утра по звону колоколов мы пошли на службу в храм. В храме обратились к алтарнику с просьбой сказать священнику, что мы хотим причаститься Святых Христовых Таин. Священник сначала отказался нас причащать, потому как в тот день вообще, кроме служивших у Престола, не причащался никто. Но… тут вновь вмешался Промысел Божий. К нам подошел старец и спросил, чего мы хотели. Мы рассказали ему о нашей просьбе. Старец обратился к священнику и благословил его нас причастить. Чашу вынесли из алтаря специально для нас. И вот мы, четверо русских паломников, единственные причащаемся Тела и Крови Христовой в румынском ските. Слава тебе Господи!

Утром из Продрома, с оказией, мы переехали в Лавру. Приложившись к Святыням и испросив аспидовой воды, мы, сначала на автобусе, затем морем и снова на автобусе, переехали в сербский монастырь Хиландар. К сожалению, и со второй попытки переночевать там не получилось, из-за большого количества сербских паломников и строителей. Зато нас гостеприимно встретили в монастыре Эсфигмен. Главная отличительная деталь монастыря – черный флаг над башней с надписью «Православие или смерть». Очень серьезный монастырь. Страсти вокруг него кипят нешуточные. Были в его недавней истории и осады, и уголовное преследование. Бьется об этот монастырь антихрист, да так и не одолеет врат его. Дошло до того, что Эсфигмену не дали в этом году квоту на вылов рыбы. Поэтому даже в сплошную седмицу у братии на столе постная пища. Но это их нисколько не огорчает, а, наоборот, делает их только крепче. По количеству братии Эсфигмен один из самых крупных монастырей на Святой Горе. Как ни странно, при непрекращающейся травле монастыря светскими властями, греки–миряне очень сильно ему симпатизируют и жертвуют охотно. У Эсфигмена есть несколько жертвователей и из сильных мира сего. А все это дает надежду на то, что монастырь устоит под вражьим натиском.

Монастырь Хиландар практически весь обставлен строительными лесами. Здесь полным ходом идет ремонт и восстановительные работы после пожара 2004 года. К сожалению, здесь нам не довелось побывать на службе. Поклонившись святыням монастыря, мы направились в наш, русский, Свято-Пантелеимонов монастырь.

Вот уж воистину жемчужинка. Наш монастырь - самый красивый из тех, которые мы посетили на Святой Горе. Чистенький, аккуратненький. Трудов на это, видно, братия кладет не мало. Господи, помоги! Истосковавшись по нашим родным возгласам, сердце на службе ликовало. А как красиво пел хор... Возникло такое ощущение, что вернулся домой из долгого-долгого странствия. Слава тебе Господи!

Былое и думы…

Что мне наиболее всего запомнилось на Афоне – это тишина. Нет, не внешняя. В эти дни там было довольно многолюдно и суетно. Задела меня моя внутренняя тишина. При всей, казалось бы, нашей активности, суете перемещений, пустом празднословии – нет, на душе было тихо. И эта тишина помогала вглядеться и вглубь себя, и просто внимательно осмотреться, увидеть в своей жизни, в своем окружении то, чего на ходу заметить невозможно. И может та афонская тишина поможет мне научиться замедлять ход и всматриваться в себя здесь, в обычной жизни.

Еще я воодушевился живыми примерами любви к Богу. Именно, искренней любви к Богу нам и не хватает. Основы основ. Теперь я увидел ее воочию, и знаю к чему мне надо стремиться.

За все это я бесконечно благодарю Господа и Пречистую Его Матерь, Заступницу нашу, Богородицу! Пресвятая Дева, радуйся! Господи, слава Тебе!

Христос Воскресе!

1 апреля – 14 апреля 2010 года.

P.S. Да, кстати... Коллега мой, просидев на чемоданах 4 дня в Шереметьево-2, в Голландию так и не улетел.

← Назад