Рассказ о поездке Андрея Поспелова
В середине лета этого года мне в очередной раз довелось совершить поездку на Святую Гору Афон. Предыдущие посещения Афона были у меня всегда в осеннее время, так как многие знают, что лето в Греции не скупится на солнце, и я предпочитал паломничать, когда не очень жарко. А нарушить традицию меня подвигли старые друзья, которые через организацию «Святая Гора», которая, как мне стало известно потом, представляет в России интересы греческого монастыря Ватопед, получили и на меня официальное приглашение от сей святой обители на посещение Афона.
Совершив благополучно перелет из Москвы в Салоники, а затем двух часовой переезд автобусом по весьма пересеченной, горной автомагистрали префектуры Халкидики, мы к вечеру прибыли в г.Уранополи. Там, согласно маршрута, одну ночь провели в отеле «Македония», а утром следующего дня, получив в афонском офисе диамонтирион, т.е. пропуск, на пароме «Агиос Пантелеимонос», отбыли на Святую Гору.
Кто был на Афоне, знают, что в продолжение всего пути следования парома от Уранополи до конечной остановки в центральном порту Дафни, его неотступно сопровождают многочисленные стаи чаек, которые избалованы вниманием добрых богомольцев и без боязни, иной раз, берут угощение прямо из рук.
А мы плывем на Святую Гору, очертания которой видны с первых минут нашего путешествия на пароме.
Слева от борта следования парома остаются причалы монастырей Хиландар и Зограф. На сербском причале, что важно знать паломникам, их всегда встречает машина или автобус, которые, затем, бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар. Об этом святом монастыре и его гостеприимной братии, я расскажу чуть позже. А пока, находясь на верхней палубе парома, мы наслаждаемся дивными красотами прибрежных склонов, с каждой минутой пути набирающих все большую крутизну, которая как апогей величия земной стихии, дерзко взметнется в небо и своей главной вершиной, в южной оконечности полуострова, растворится высоко в облаках, образуя собой одноименную вершину. Почему-то даже в самую ясную, солнечную погоду, на самой вершине горы Афон, висит маленькое облако. Может это имеет какую-то духовную, может даже, мистическую связь и напоминает нам о чуде Преображения Господня, когда, согласно Евангельскому повествованию, облако осенило учеников Христа, находившихся с Ним на горе Фавор в Палестине. И на вершине горы Афон, также стоит храм, посвященный этому великому событию Преображения Господня.
Позади уже монастыри Дохиар и Ксенофонт и следующей остановкой парома будет наш Свято-Пантелеимонов монастырь. Паломникам следует всегда помнить, что паром стоит у любого причала, если нет выгрузки колесной техники, считанные секунды. Поэтому надо заранее выдвигаться в носовую часть корабля, чтобы потом не бежать сломя голову к выходу на берег.
Наш Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, можно без преувеличения сказать, является украшением Святой Горы. Взор поражает не только размах и грандиозность архитектурного гения русских зодчих, на протяжении веков создававших это, можно сказать, небесное чудо, а также гармоничное вписывание рукотворного в естественную панораму окружающего ландшафта.
Но вот мы уже подошли к порту Дафни, конечной остановке парома. Здесь у вспомогательного пирса стоит другой, несколько меньший паром - «Малая Анна», который через час отправиться в южную часть полуострова, к скитам Кафсокаливии.
А мы, сойдя с парома в Дафни, садимся на рейсовый автобус и едем до столицы Афона, города Карея. Этот место примечательно тем, что здесь находится Высший орган управлений Святой Горы – Протат, а также древнейший храм Афона, где храниться чудотворная икона «Достойно Есть».
Пересев в Карее на микроавтобус идущий в Ватопедский монастырь, мы во втором часу по полудню, прибыли в сию святую обитель.
В архандарике, по доброй афонской традиции, нам предложили по стопочке раки, родниковой воды и лукума.
Несколько подкрепившись, мы разместились в уютной монастырской гостинице, где всегда есть электричество и горячая вода и несколько отдохнув, стали готовиться к вечернему богослужению.
Находясь на Афоне, надо знать, что там суточный богослужебный цикл, строго соответствует своему значению: Вечерня служится вечером, Полуночница в полночь, а Утреня, естественно утром, переходя сразу в Литургию.
После Вечерни, которая длится примерно 45 минут - монастырский ужин, после которого паломники возвращаются в главный монастырский храм, где для поклонения выносятся святыни.
Во время поклонения, братия монастыря рассказывают о каждой святыне в отдельности, а также об истории монастыря в целом. Для русских паломников беседу проводят обычно отец Нектарий или отец Феодох, которые в равной мере, хорошо говорят по-русски.
В святой Ватопедской обители, кроме главной святыни - Пояса Божией Матери, находятся семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы и всем нам хорошо известная, по многочисленным спискам, икона «Всецарица». И ко всем этим святыням мы имеем возможность приложиться.
Находясь в монастыре Ватопед, невольно обращаешь внимание на просветленные лица его насельников. В их глазах светится огонь братской любви как друг ко другу, так и к многочисленным паломникам, которых ежедневно приходит в монастырь в большом количестве. Уже находясь там, я узнаю, что почти все иноки сей обители, несмотря на возраст, пострижены в великую схиму.
В данное время в монастыре Ватопед лучшая на Афоне певческая школа. Древние византийские крюковые письмена читает на клиросе каждый послушник. В этих замысловатых знаках скрыты для не посвященных, переданные чрез Ангелов, божественные звуки, которые оставили Церкви великие гимнотворцы прошлого.
Многие русские паломники в обители Ватопед причащаются Святых Христовых Таин. Правда исповедь бывает через монаха-переводчика. Но надо знать, что если брак исповедующихся не венчан, к Причастию не допустят. Афон строго хранит древние Апостольские традиции.
Отдохнув в гостинице, мы идем на Утреню. Чтобы как-то понимать богослужение, в частности, Литургию, я, находясь на Афоне, пользовался специальным пособием, где греческий и русский литургические тексты были даны параллельно.
Еще одна характерная деталь из жизни афонских монастырей. На Афоне бывает только обед и ужин. Ужин, как я уже помянул, бывает примерно в 18.30 по местному времени, а вот обед сразу же по окончании Литургии. Когда она заканчивается, часы могут показывать 8 - 8.30 утра.
После утренней трапезы, по-афонски – обеда, мы имели несколько свободного времени и зашли в монастырскую лавку. В лавке изобилие религиозных книг и среди них есть Жития русских святых, как Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, святителя Луки Войно-Ясенецкого, переведенных на греческий язык. Я купил в лавке несколько дисков с песнопениями Страстной седмицы, в исполнении братии Ватопедской обители. Также есть в продаже ладан, довольно не плохого качества.
В 11.30 мы садимся на катер и уже через 15 минут прибываем на причал сербского монастыря Хиландар. От причала до самого монастыря, минут двадцать пешего хода.
Придя в Сербский монастырь, сразу же испытываешь на себе особое внимание и любовь наших единокровных братьев славян. Там у прибывших к ним паломников даже не спрашивают, есть ли у них диамонтирион и прочие документы. В архандарике обильно угощают лукумом, предлагают по желанию чай или кофе. Затем только отводят в гостиницу на отдых.
Лет семь назад монастырь Хиландар сильно пострадал от пожара. Дотла сгорел большой монастырский комплекс, включающий в себя древний храм и примыкающие к нему сооружения и архандарик в том числе. Монастырь быстро исправил ситуацию и выстроил уже за стенами обители небольшую, но уютную гостиницу, где, как и в Ватопеде, всегда есть горячая вода и освещение.
Для трапезы, все без исключения монастыри Афона, пекут хлеб сами, при этом используя для брожения только закваску. Хиландарский хлеб делается из цельного зерна крупного помола, поэтому он самый вкусный и, безусловно, полезный. Я даже, один раз привез его домой, чтобы показать своим домашним.
Несмотря на бедность Сербии и отсутствие мощной финансовой подпитки из вне, монастырь на глазах преображается. Этим летом там трудятся несколько восстановительных бригад. И, несмотря на значительные издержки, братия всегда рады паломникам и оказывают пришедшим радушный прием. Я, бывая на Афоне, каждый раз заезжаю в этот монастырь и всегда вижу там группы крепких сербских парней, приехавших на день-другой к своему духовнику на исповедь и Причастие. И как рады это видеть старые хиландарские монахи, знающие, что не иссякнет в Сербском народе вера, доколе нация живет с ними, одним духом и одною Христовой верой.
Главная святыня монастыря Хиландар, икона Божией Матери «Троеручица». Также, в левом пределе алтарной части главного храма монастыря, хранится глава пророка Исаии, одного из величайших святых древности, пророчески сказавшего, что «се Дева во чреве приимет и родит Сына…» и чрез это, открывшего нам тайну воплощения Сына Божия.
После вечернего богослужения, нам предложили посетить монастырскую ризницу, где хранятся, по истине, бесценные сокровища этой обители. Мы могли свободно приложиться к древнейшим иконам 9 – 14 веков.
И, конечно же, стоит особо сказать о чудотворной лозе, которая произрастает из стены храма, где находится рака святого Симеона Мироточивого. Скажу сразу, что лоза древняя и, учитывая ее возраст, не такая многоплодная, как бы нам всем того хотелось. К тому же главный ствол весть в шрамах и по его сердцевине пошла коррозия. Но будем надеяться, что милостью Божией и молитвами святого Симеона, еще долго не оскудеют ее дары.
Как я уже говорил ранее, между монастырем Хиландар и их южным причалом – Иванницей, постоянно курсирует машина, встречая и провожая паломников. И все это делается бесплатно.
Низко поклонившись сей, по истине, святой обители, мы отправились в дальнейший наш путь по Святой Горе.
Сев на паром идущий в сторону Дафни, мы сошли на причале русского Свято-Пантелеимоного монастыря. О том, как принимают наших и не наших паломников в этом монастыре, наверно, сказано много и без меня. Я не буду вдаваться в сложный внутренний мир этой обители, но скажу лишь то, что пришлось не раз слышать от многих паломников, и греков в том числе, которые в один голос утверждают, что Свято-Пантелеимонов монастырь, совсем не русская обитель. Русским людям по природе присуще радушие и любовь к странникам. Возьмите в руки широко известную книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», и на ее страницах найдем десятки примеров, показывающих на сколько глубоко близки и поняты были нашим предкам слова Христа, сказавшего на страницах святого Евангелия, что «…принимающий вас, Меня принимает». Поэтому, гостеприимство – наша национальная черта и это заслуга многих поколений русских людей, на деле воплотивших слова Христа в своей жизни.
А пока, по прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь, можно услышать упрек, мол, «зачем пожаловали», или то, что «вы не наши, идите в другой монастырь на ночлег». Прискорбно, когда выставляют сербов или болгар, тех, кто к нам, русским, традиционно проявляет любовь.
А пока о засевшей там «неруси» можно сказать словами апостола Павла, « что эти люди имеют вид благочестия, силы же его отрекшиеся».
А мы с надеждой уповаем на заступничество Игумении Святой Горы, ибо только Божия Матерь, сможет навести там должный порядок. И к этому есть все основания и пророчества. Я их лично слышал из уст убеленных сединой афонских старцев, сказавших, что Пречистая Дева «метлой пометет по Русской обители и не оставит там ни кого, кто сеял соблазн». Сие да буди. Аминь.
А мы по горной тропе движемся в сторону монастыря Ксиропотам и, не заходя в него, спускаемся к причалу Дафни. Дальнейший наш путь лежит на Карулю, откуда мы намереваемся подняться на вершину горы Афон.
В 12.30 паром отошел от причала Дафни и мы через час с небольшим прибыли на Карулю.
На Каруле почти у самого берега стоит келия о. Харитона - грека, главного смотрителя Карули. Кроме него здесь проживают только русские и сербы. Уж очень суровы условия обитания в этих краях. За исключением двух-трех прибрежных келий, остальные гнездятся на крутых склонах, подход к которым возможен только по цепям.
Мы остановились на ночлег у о. Афанасия, его добротная келия стоит второй от моря и утром следующего дня, по заре, начали восхождение на вершину Святой Горы.
Поначалу дорога круто берет вверх и нам приходиться несколько раз отдыхать, прежде чем мы достигнем скитов св. Василия. Тут и там попадаются праздно бродящие мулы, которые весьма засоряют дорогу. А так как мы шли без проводника и не по традиционной дороге, стараемся внимательно следить за указателями, чтобы не сбиться с пути. И только достигнув поклонного Креста, - точки, где встречаются тропы берущие свое начало, одна от скита Малой Анны, другая от Лавры Афанасия, - мы понимаем, что идем по верному пути. Тем более, что от Креста к самой Горе ведет одна единственная тропа, которая в связи с ремонтными работами, проводимыми в храме Преображения, весьма разбита мулами, которые на своих спинах доставляют туда цемент и прочий стройматериал.
В летнее время, если начать восхождение рано утром, паломники успевают к вечеру вернуться к скиту св. Анны или, даже, переходят на ночлег в монастырь св. Павла, как сделали мы в этот раз. У нас на подъем до вершины ушло пять часов, включая остановку у келии «Панагия», где мы подкрепились не хитрым дорожным провиантом, состоящим из купленных в Дафни овощей и хлеба. Столько же времени уходит и на спуск. На первый взгляд может показаться, что идти под гору легче, но усталость и дневной зной, замедляют движение.
На самой вершине Горы Афон уже второй год идут строительные работы, связанные с укреплением основания храма Преображения и его частичным расширением. Трудятся, как правило, албанцы. Почему их нанимают, трудно понять. Может сейчас, со вступлением в ЕС Румынии, большую часть работ на Афоне, будут производить христиане.
Последняя наша ночь на Афоне была проведена в монастыре св. Павла. В этом монастыре, главная святыня, это дары волхвов. Мы благоговейно к ним приложились и на следующий день на раннем пароме переехали в порт Дафни, где пересев на паром идущий в Уранополи, отбыли с Афона.
Хочется надеяться и верить, что Святая Гора Афон опять прострет к нам свои объятья и мы еще не раз сможем посетить этот благодатный уголок земли, названный Уделом Божией Матери.