БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ
СЛОВА
Том 2
ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта
ВВЕДЕНИЕ (ИЗ СЛОВ СТАРЦА)
Стр. 21 – 30
Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее.
Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание, поскольку часто, торопясь распутать клубки, люди запутывают их еще больше.
Сегодня стараются разрушить веру и, для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны за это разрушение мы все: не только те, кто вынимает камни и разрушает, но и мы, видящие, видящие, как разрушается (вера), и не принимающие усилий к тому, чтобы ее укрепить.
В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню! Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире. Потому что раньше те, кто управлял, имели в себе Бога, тогда как сейчас многие из тех, кто управляет, в Него не веруют.
В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ, - это исповедание, ибо государство воюет против божественного закона. Законы, которые оно принимает, направлены против Бога.
Постараемся сейчас, насколько можно, помочь людям духовно. Сейчас идет духовная война, и я должен быть на передовой!
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБВИ
Стр. 33 – 95
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Равнодушное поколение
Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Человеку необходимо войти в смысл добра, почувствовать его необходимость, иначе будет одна сплошная расхлябанность.
Но сегодняшнее поколение – это поколение равнодушия! Большинство только для парада и годится. Конечно другим народам еще труднее, потому что у них нет идеалов. У греков есть дар от Бога – это любочестие и удальство. У других народов и слов – то таких в словаре нет.
Если Церковь молчит, чтобы не вступить в конфликт с государством, если митрополиты молчат, чтобы быть со всеми в хороших отношениях, потому что им помогают с гуманитарными учреждениями и т.д., если и святогорцы молчат, чтобы их не лишили экономической помощи, тогда кто же будет говорить? Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то (разорители) обнаглеют еще больше.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что само присутствие христианина есть уже исповедание веры
Мы говорим сейчас, что мы православные, однако, к сожалению, часто мы носим лишь имя «православных», но не живем православной жизнью. Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить и писать.
Если человек ведет правильную жизнь, то его дело говорит само за себя. А как помогают другим те, кто занимает какой-то ответственный пост и при этом хранит верность христианским принципам.
Православно думать легко, но для того чтобы православно жить, необходим труд. Сегодня положительное влияние на людей окажет наш собственный христианский пример и наша христианская жизнь. Христиане должны отличаться духовным удальством и благородством, жертвенностью.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
«Вся убо чиста чистым»
Если кто-то начинает уступать греху, то чернеет изнутри, мутнеют очи его души, и видит он мутно. Потом он (уже) загрязнен грехом, и грех спутывает его. Есть люди, которые, к примеру, не могут поверить в то, что бываю юноши и девушки, живущие целомудренной, чистой жизнью.
Церковь – это не все. Церковь – это верующие, живущие так, как этого хочет Христос, а не те, кто воюет против Церкви.
Христос любит нас, и, когда мы живем согласно с Его волей, Он находится возле нас. Поэтому, когда вы видите, что рождаются соблазны, не страшитесь и не поддавайтесь панике.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О том, что действовать подобает с благоразумием и с любовью
Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправишь частичку Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок.
Основа всего – это божественное просвещение. Если оно придет, то человек утешает окружающих его и сам развивается духовно. Поэтому я и говорю, что светильник и люстры – изобретения разума – веешь хорошая, но выше их просвещающий человека божественный свет Благодати Божией. Человек, имеющий божественное просвещение, зрит вещи очень чисто и другим помогает весьма успешно.
Мы, духовные люди, часто ведем себя так, словно нет Бога – мы не даем Ему действовать. А Бог свое дело знает. Я имею в виду, что мы хотим действовать по-мирски тогда, когда есть духовные средства для того, чтобы улаживать сложности по-духовному.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ И БЛАГОГОВЕНИИ
(СТР. 95 – 178)
ГЛАВА ПЕРВАЯ
«Подвиг добра»
Очень большая польза от различных святоотеческих книг , которые в наши дни издаются, слава Богу, тысячами. В этих книгах можно найти то, к чему ты стремишься, в чем ты нуждаешься. Они – подлинная духовная пища, они безопасно ведут по духовному пути. Однако для того, чтобы они помогли, их должно читать со смирением и молитвой.
Помню, как пришел ко мне в каливу один русский из Владивостока. Это напротив Японии. Он дал обет пойти пешком на Святую землю. По семьдесят километров в день отшагивал. Потом из Иерусалима он пешком пришел на Святую Гору и собрался опять идти в Иерусалим. В нем было действительно божественное рачение, он жил в другом мире. Он знал немного по-гречески, и мы друг друга понимали. «Я думал, - сказал он мне, - что встрече там антихриста и стану мучеником, что он мне голову отрежет! Но не было его там! Сейчас снова пойду в Иерусалим и за тебя поклон положу перед Гробом Господним, а ты мое имя поминай». Вскочил он и положил земной поклон, чтобы мне, как он это сделает, и как стукнется головой о камень! В нем было видно пламя.
Кто хоть немного расположен к тому, чтобы не опечалить Бога, пойдет в рай «в галошах». Благий по Своей природе Бог «втолкнет» его в рай, Он даст ему намного больше, чем человек заслужил, Он устроит все так, чтобы взять его душу в тот час, когда он находится в покаянии. Он может биться всю свою жизнь, но Бог не оставит его, заберет его в наиболее подходящее время.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, как действует диавол
Диавол искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. «В такой-то,- говорит он, - книге о Божественной Литургии написано то-то». Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проверить такого-то больного. «Вот это да! – скажет человек. – Озарение пришло во время Божетсвенной Литургии!» - тогда как внутрь уже встревает диавол.
Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Скажи, например, кому-то бросить курить, потому что это вредно. Как только он решит бросить курить, к нему сразу направится диавол и скажет: «Вот в этих сигаретах меньше никотина, а в этих – очищающий фильтр, так кури такие, вреда не будет». То есть диавол найдет для этого человека оправдание, чтобы не бросить курение, найдет для него «выход».
А если сам человек не хочет трудиться духовно, то что сделает Бог? Бог не хочет вмешиваться, потому что Он чтит человеческую свободу. Однако, когда у человека есть сила воли, то есть когда не повреждено и его собственное крыло, тогда хочет Бог – хочет и человек
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О пользе, происходящей от доброго общения
Будьте между собой дружны и согласны, будьте духовно подготовлены и отважны, будьте единым телом и ничего не бойтесь. Помогает и Бог. Возделайте духовную любовь, имейте ее такой, какую питает мать к своему ребенку. Пусть отношения между вами будут братскими, пусть живет среди вас жертвенность. А трудные дни мы потихоньку переживем.
Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты, были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности мы переживали вместе. Мы были на столько спаяны, что звали друг друга «брат».
Я хочу сказать, что в вопросах, касающихся наших связей с другими людьми, необходимо рассуждение и осмотрительность. А самое главное – это каждому советоваться с духовником.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О том, что благоговением приводится в умиление Бог
Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, Оша привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых.
В стяжании благоговения также очень помогает знакомство со святыми нашего края, нашей Родины, любовь к ним и соединение себя с ними. Бог радуется, когда мы благоговеем перед святыми и любим их.
В теперешних домах некуда выбросить какую-то освященную вещь, например, бумажку, в которую был завернут антидор. А я помню, что у нас в доме не шла в канализацию даже та вода, которой мыли тарелки. Она сливалась в другое место, потому что даже крошки освящаются, раз мы молимся до и после еды. Все это сегодня ушло, потому ушла и Божественная Благодать, и люди беснуются.
И вот еще в чем будьте внимательны, - нельзя садиться на кресты и наступать на них ногами. Евреи делают обувь с крестами, изображенными часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуками и подошвами. Они же раньше делали погремушки, на которых с одной стороны был Христос и Божия Матерь, а с другой – Петрушка. Жиды словно говорили этим: «А какая разница: что Христос, что Петрушка».
Великое дело отдать себя Богу! Вкушаем мед, а в жертву Богу приносим воск, но ведь и тот мы часто смешиваем с парафином! Одну-то лишь восковую свечу мы приносим Богу из благодарности за его щедрые, богатодаянные благословения, так что же – смошенничаем и с ней?
ГЛАВА ПЯТАЯ
О том, что даяние содержит в себе божественный кислород
Некоторые имеют все и говорят: «Сегодня нет нищеты». О ближнем они не думают. Они не ставят себя на место другого, чтобы не потревожиться и не потерять свой покой. Но с таким внутренним расположением как они смогут найти бедняка? А сколько есть сирот, которых некому погладить по головке! Люди забывают о тех, кто страдает.
Человек, имеющий любовь, не довольствуется лишь тем, чтобы давать тому, кто попросит у него милостыни, но и сам ищет людей, находящихся в нужде, чтобы поддержать их. Моя мать очень старалась делать это.
Две радости имеются у человека: одна – когда он принимает, и другая – когда дает. Радость, которую испытывает, отдавая, несравнима с той, которую ощущают, что-то принимая. Правильный духовный путь таков: забыть добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими. Пришедший в такое состояние становится человеком, Божиим человеком.
Сребролюбец – это копилка, он собирает для других. Нет человека глупее, чем многостяжатель. Он постоянно собирает, постоянно живет в лишении и в конечном итоге на все свои сбережения покупает себе вечную муку.
А некоторые люди подают пятьсот или тысячу драхм нищему, но с бедным работником, трудившимся у них, из-за пяти или десяти драхм устраивают целые еврейские базары. Видимо, милостыня этих людей делается для того, чтобы их похвалили.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ДУХОВНОЙ ОТВАГЕ
Стр.181 - 254
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О знамениях времен
Безумие перешло все границы. Наступила апостасия, и сейчас осталось только прийти «сыну погибели». Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих дьяволов – сионистов.
Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на ее месте. В восстановленном храме, сионисты, в конце концов, провозгласят антихриста мессией.
Мне в руки попала одна книга, на обложке которой было три большие шестерки. Вот ведь бесстыдники! Они делают это для того, чтобы представить цифру шесть красивой и приучить к ней людей.
Как, однако же пострадают люди, принявшие печать! Один специалист рассказывал мне, что лазерные лучи очень вредны для человека. Люди, принявшие печать, будут «впитывать» в себя солнечные лучи и получат такой вред, что от боли станут кусать языки! Тем, кто не примет печать, будет лучше других, потому что им поможет Христос. А это не пустяшное дело.
Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным. Если позиция, занятая Церковью, будет серьезной, если к свободе верующих будет проявлено уважение и кто захочет – возьмет новое удостоверение, кто не захочет – останется со старым, то лишь не многие люди твердых убеждений не примут трех шестерок. Их ждут испытания, потому что остальные пойдут против них. Большинство людей примет удостоверение с числом зверя. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые удостоверения, а несчастные благоговейные люди останутся со старыми документами, и, поэтому их будут мучить.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что жертва доставляет человеку радость
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит. Однако если я устал и, к примеру, выхожу показать дорогу кому-то просящему об этом, то это стоит дорого. Устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость. Тогда я захлебываюсь в Божием благословении.
Только жертвуя человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Еще здесь человек начинает переживать рай или ад. Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздается за это божественным утешением. Делающий же зло переживает муку.
Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить сочеловека, своего ближнего, подражают Христу. Эти люди – величайшие герои, их боится и трепещет смерть.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О том, что отвага рождается от доверия Богу
Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость жертвовать собой. И на войне те, в ком есть отвага, имеют доброту и не убивают других, потому что в отваге не варварства.
Моя бабушка была очень отважным человеком. На всякий случай, для безопасности она всегда имела при себе ятаган (кинжал). Вот тебе, пожалуйста, женщина вдовая, двое детей, вокруг турки, но жить то надо было…Тяжелые были годы... Все ее боялись. Молодчиной была!
Помню я одного русского монаха - келиота на Святой Горе. Однажды пришли бандиты его грабить. Когда они лезли через стену, он выскочил на них сверху и заорал: «Ну что, из кольта вам влепить или из нагана? Утех только пятки засверкали.
В духовной жизни самый большой трус может стяжать многое мужество, если вверит себя Христу, божественной помощи. Он сможет пойти на передовую, сможет сразиться с врагом и победить.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О том, что для человека верующего мученичество является торжеством
Сегодня для того, чтобы дать отпор трудностям, человек должен иметь в себе Христа. От Христа он будет получать божественное утешение для того, чтобы иметь самоотвержение.
Не надо думать о том, что если мы переносим какие-то страдания здесь, на земле, то там, на небе, нам будет лучше. Надо оставить эти базарные расчеты. Мы хотим Христа. Пусть будет мученичество, пусть мы идем на него каждый день, пусть нас бьют ежедневно, и дважды, и трижды в день – нам нет до этого дела. Нам есть дело только до одного: быть со Христом.
Все святые ради любви ко Христу подъяли подвиг. Святые мученики пролили свою кровь. Преподобные отцы пролили пот и слезы и, подобно добрым знатокам лекарственных трав, поставили духовные опыты на самих себе, от любви к Богу и человеку – иконе Бога – они изнурили себя, чтобы оставить нам свои духовные рецепты.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕБА
стр. 257 - 306
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О том, что Бог промышляет о человеке
Один человек стал заниматься разведением рыб и целыми днями говорил: «Слава Тебе, Боже!» - потому что постоянно видел божественный промысел. Он рассказывал мне, что у рыбки с момента ее оплодотворения, когда она еще малюсенькая, как булавочная головка, есть мешочек с жидкостью, которой она питается до тех пор, пока не вырастет и не станет способной самостоятельно поедать водные микроэлементы. То есть рыбка получила от Бога «сухой паек»! Если же Бог промышляет даже о рыбках, то насколько больше Он промышляет о человеке!
Когда я был на войне, участвовал в боевых операциях, у меня было Евангелие, и я его кому-то подарил. Потом я говорил: «Ах, если бы у меня было Евангелие, то как бы оно мне помогало!» На Рождество в нашу часть, находившуюся тогда в горах, прислали двести посылок. Из двухсот посылок Евангелие было только в той, что досталась мне!
Человек, который следит за Божиими благодеяниями, учится ставить себя в зависимость от божественного промысла. И потом он уже чувствует себя, как младенец в колыбели, который, чуть только оставит его мать, пускается в плач и не умолкает, пока она опять не прибежит к нему. Великое дело – вверить себя Богу!
Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре добра вместе. Поэтому следует верить, что Бог попускает произойти только тому, из чего может выйти добро, потому что Он любит Свое создание.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О вере в Бога и доверии Ему
Наш Бог – это не басня, подобная басням о Зевсе, Аполлоне и тому подобным «богам». Наша вера – истинная и живая. У нас есть «облако святых», как пишет апостол Павел. Эти люди познали Христа, имели личный опыт общения с Ним и ради Него пожертвовали собой. И в нашу эпоху есть люди, посвятившие себя Богу и переживающие небесные состояния. Они держат связь с ангелами, святыми, даже со Христом и Матерью Божией.
Великое дело – вверять себя в руки Божии. Люди ставят перед собой цели и стараются их достигнуть, не прислушиваясь к тому, в чем воля Божия, и не стремясь согласовать свои действия с ней. Надо вверить Богу руководство ходом дел, а самим с любочестием исполнять свой долг. Человек будет мучиться, если он не доверится Богу до такой степени, что отдаст себя в Его руки.
Уверенность в самом себе – это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего сделать или же борется в одиночку.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О том, что Бог помогает там, где не хватает человеческих сил
Бог по природе благ, и Он печется обо всем для нашего блага. Если мы чего-то попросим у Него, то Он даст нам это, если оно служит нашему благу. Бог щедро дарует нам необходимое для спасения нашей души и поддержания телесного здравия, и Его благословение пребудет на нас.
Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. Если человек не хочет, то Бог это чтит.
В духовной жизни – если кто-то постоянно принимает Божию помощь и не трудится сам, то ему никогда не достичь духовной зрелости. Поэтому Бог, помогая человеку в начале духовной жизни, впоследствии потихоньку отходит в сторону, чтобы тот понял, что и сам должен делать то, что в его силах. Вон, когда малыш учится ходить, родители не держат его постоянно за ручку, но дают ему попробовать пройти и самому.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. О ДУХОВНОМ ОРУЖИИ
СТР. 309 – 367
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О молитве, оружии крепком
Мирской человек в прежние времена, собираясь что-то сделать, перед этим думал. Если же хотел сделать что-то человек духовный, то он думал и молился. Предпринимая что-то, не подумав и не помолившись, человек действует по-сатанински.
Сегодня мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком для того, чтобы это понять. Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход. Будем просить Бога пожалеть Свое создание, хотя мы и не стоим того, чтобы Он нас жалел.
Настоящая молитва – это не удовольствие, не «нирвана», она начинается с боли. Человек мучается в хорошем смысле этого слова. Он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека. За это соучастие, за эту боль Бог воздает ему божественным радованием. Конечно, человек не просит божественного радования, приходит как следствие, поскольку он соучаствует в чужой боли.
Молитвой мы должны помочь всему миру, чтобы диавол не мог творить, что ему вздумается. Диавол добился сейчас неких прав. Бог не то чтобы позволяет ему делать все, что захочет, просто Он не хочет нарушать свободу воли. Поэтому нам нужно помочь миру молитвой.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О том, что монастыри – это крепости Церкви
Дело монаха – стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать свое сердце таким чутким, как листочек сусального золота. Есть монахи, помогающие людям больше, чем мог бы помочь им весь мир. К примеру, человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов, да и те часто дает лишь для того, чтобы его увидели другие, которых он сам при этом еще и осуждает за скупость. Но монах творит молитву и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним.
Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигли Бога – пункта своего назначения.
Когда мирские, пусть даже неверующие люди, приходят в монастырь и видят настоящих монахов, то, если у них есть доброе расположение, они становятся верующими. Многие безбожные ученые, приехав на Святую Гору просто на экскурсию, изменили свою жизнь. Такова бесшумная проповедь монаха. Проповедуют многие, но не многие вызывают у людей доверие себе, поскольку их жизнь не соответствует их словам.
Монахи – это регулярное войско Христа, поэтому они и не получают за свою службу денег. Вот, посмотрите, многие люди не могут забыть Святой Горы Афон. В любом другом месте, куда бы они ни поехали, с них потребуют деньги и т. п., а на Святой Горе им нужно получить только разрешение на ее посещение; после этого они бесплатно могут идти по ней, куда захотят. Денег ни за еду, ни за ночлег с них не возьмут. Люди находят на Святой Горе нечто совершенно иное, и получают от этого пользу.
После пожара на Святой Горе туда прибыло несколько высоких чиновников из ЕЭС посмотреть, в чем есть нужда, и выделить помощь. Были они и у меня в каливе. Во время беседы я сказал им следующее: «Мы пришли сюда давать, а не брать». – «Такое мы слышим впервые», - признались они и тут же записали услышанное в блокнотик.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О глубочайшем смысле жизни
Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки.
Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной.
Старца спросили: есть ли прок от различных международных объединенений, занимающихся борьбой за мир во всем мире? Он ответил: «. . . это зависит от многого. Но бывает соберутся и колдуны, и идолопоклонники, и протестанты – такая мешанина, в глазах рябит! Как придет мир, если люди не примирились с Богом? Да простит меня Бог, но эти винегреты стряпает диавол».