Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке

СЛОВА
ТОМ 1
С БОЛЬЮ И ЛЮБОВЬЮ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «СВЯТАЯ ГОРА». МОСКВА

ВВЕДЕНИЕ (ИЗ СЛОВ СТАРЦА)
стр .. 21 - 36

В нашу эпоху большинство людей образованы по-мирски и мчатся с высокой мирской скоростью. Но поскольку у них нет страха Божия – а «начало Премудрости – страх Господень» (Пс.110,10), то у них нет и тормозов, и с такой скоростью, без тормозов, они заканчивают гонку в пропасти. Если даже те, кто приезжает на Святую Гору, столь сильно расстроены и запутаны, столь тревожны, то подумайте, каковы другие, отдаленные от Бога, от Церкви.

Мир мучается, погибает и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения.

Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но, в конце концов, победит Христос.

Я постоянно прошу Бога явить миру добропорядочных людей, христиан, чтобы они помогли остальным.

В нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты.

В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подрожать другому. При этом ни зло, ни нерадения не могли устоять. Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко.

В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось,- не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего.

Несмотря на то, что мы довели себя до такого состояния, Бог не бросает нас на произвол судьбы. Бог оберегает нынешний мир обеими руками. Сегодня, когда человека окружает столько опасностей, Бог оберегает его словно мать ребенка, начинающего ходить.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(СТР. 39 – 127)
О ГРЕХЕ И ДИАВОЛЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О том, что грех вошел в моду

Я не помню дня, в который не испытывал бы божественного утешения. Таким образом, я в состоянии понять, насколько плохо живет большинство людей. Они отошли от Бога и поэтому лишены божественного утешения. Чем дальше человек отходит от Бога, тем ему труднее. Только близ Бога человек находит радость – настоящую, вечную.

Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются во грех. С этого, то есть с неверия, начинается все зло.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку.

В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав.

Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права.

Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Покаяне, исповедь лишает диавола прав над человеком. Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. К чистому созданию Божию диавол не приближается.

Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть – в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О мирском духе

К несчастью мирской дух проник из мира и во многие монастыри. Я вижу, что сегодня в монастырях господствует дух, противоположный святоотеческому.

Доброго святоотеческого монаха не принимают. Мы не имеем праваистолковывать заповеди Божии, как нам выгодно. Мы не имеем права изображать монашество таким, каким нам хочется.

А есть такие монахи, которые говорят: «Мы должны проявить нашу культуру». Какую культуру? Мирскую?

Мирское мудрование это болезнь. Для того чтобы духовно развиваться и здравствовать, для того, чтобы радоваться ангельски, человек не должен иметь ничего общего с духом мирского развития.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О великом грехе несправедливости

Если у человека есть благословение Божие, то это великое дело. Это настоящее богатство! То, что благословенно, - стоит и не разрушается. То, что не имеет благословения, не держится. Несправедливость – великий грех, который собирает гнев Божий. Те, кто несправедливо поступают с другими, собирают огонь на собственную главу. Люди совершают какую-то несправедливость, и вот умирают их близкие, но они не могут уразуметь причину этого.

Большинство злоключений происходит от несправедливостей. Например, если несправедливостью люди наживают себе богатство, то несколько лет они как сыр в масле катаются, но потом тратят все несправедливо собранное на врачей.

Многие люди уверены, что на них навели колдовскую порчу. Для того, чтобы порча повредила человеку, он сам должен чем-то дать (диаволу) право над собой. Например, человек несправедливо поступает по отношению к кому-то, обманом совращает девушку, совершает еще что-нибудь подобное этому. В этом случае ему надо покаяться в содеянном, испросить прощения у того, кого он обидел, поисповедываться, исправить и загладить то, что он сделал. В противном же случае – хоть все священники соберутся его отчитывать – колдовская порча не рассеивается. Да хотя бы ему и не сделали никакой порчи – для того, чтобы он мучился, будет достаточно лишь одного озлобления обиженной им души. Человека безнравственного быстро находит пуля. Неправда причиняет страдания и его потомкам.

Тот, кто поступает с нами несправедливо, благодетельствует нам. Праведный человек приемлет воздаяние еще в сей жизни, ибо Бог на его стороне.

ГЛАВА ПЯТАЯ

«Благословите, а не кляните…»

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимает на смех другую – страдающую – или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть, если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятие имеет силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло.

Родительское проклятие действует очень сильно. И те родители, что словами «посылают» своих детей к дьяволу, «посвящают» их ему.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, - родительское благословение.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

О том, что грех приносит несчастья

Нашествия саранчи, войны, засухи, болезни – это бич. И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, эти несчастья – следствие удаления человека от Бога.

Видите, не Бог уничтожает людей – люди сами истребляют свой род, сами истребляют себя. И видно, что искореняются те люди, жизнь которых не имеет смысла.

Будем же просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние, и мы избежали Его праведного гнева.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СТР. 128 - 208
О СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О Божией Премудрости и окружающей среде

Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультуривать» еще и душу.

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить все – включая и человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков.

Церковь должна занять и выразить по этому вопросу определенную позицию, потому что (своим молчанием) Церковь дает людям мира сего возможность вмешиваться в духовное и говорить все, что им взбредет в голову. А ведь это – нечестие.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О том, что эпоха множества удобств равняется эпохе множества проблем

Человеческие удобства перешли всякие границы и поэтому превратились в трудности. Умножились машины – умножились хлопоты. Машины и железки уже командуют человеком, превратив в машину его самого. Поэтому сердца людей стали железными. При всех существующих технических средствах остается невозделанной совесть человека.

Пусть матери растолкуют своим детям, что, смотря телевизор, они отупеют, потеряют способность мыслить.

Но ведь есть и иное – духовное телевидение. Когда совлечением ветхого человека очищаются духовные очи христианина, то он и без технических средств видит на далеком расстоянии.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О том, что надо сделать свою жизнь проще, дабы избавиться от душевной тревоги

Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни и преуспевают в роскоши, тем больше увеличивается и человеческая тревога в их душах. А в следствие того, что они все дальше и дальше отходят от Бога, они не находят покоя.

Душевная тревога происходит от диавола.

К счастью есть жизнь иная. Надо вкусить сладость простоты, так как она восстанавливает силы человека. Надо упрощать вещи и стремится к совершенному в жизни духовной.

Как-то в Афинах меня познакомили с одним многодетным отцом. Этот человек, радостный и непрестанно славящий Господа поведал, что у него семеро детей. Дети, он с женой, плюс его родители – всего одиннадцать душ, и все они ютились в маленькой комнатушке. У него было много смирения и простоты, и он просил меня молиться о его семье. Лицо этого доброго семьянина светилось от Благодати Божией. Он имел в себе Христа и был исполнен радости. И комнатенка, в которой они ютились, тоже была исполнена райской радости. Те, кто не имеет в себе Христа, будут исполнены душевной тревоги. Они не поместятся и в одиннадцати комнатах даже вдвоем, тогда как здесь одиннадцать душ со Христом – поместились в одной.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О внешнем шуме и внутреннем безмолвии

Большинство из тех технических средств, которыми люди сегодня пользуются для своего удобства, производят шум. Ах, своим шумом люди свели с ума умиротворенную природу, всей этой техникой они ее и поменяли, и разрушили.

Безмолвие – великое дело. Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится – даже и не молясь.

Задача в том, чтобы человек из всего извлекал пользу для духовной борьбы. Нужно постараться стяжать внутреннее безмолвие. Стяжав его, ты сможешь безмолвствовать и тогда, когда выйдешь из мира для безмолвия.

ГЛАВА ПЯТАЯ

О том, что многое попечение удаляет человека от Бога

Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются, хватаясь за много попечений. А если ум твой рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Как ты сможешь помнить о Христе?

А когда сердце во Христе, тогда освящается и работа. И сам человек сохраняет тогда внутреннюю душевную свежесть сил и испытывает настоящую радость. Используйте свое сердце правильно, не тратьте его понапрасну.

Прежде всего, нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а все остальное нам приложится. И если человек не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СТР. 211 – 305
О ДУХЕ БОЖИЕМ И ДУХЕ МИРА СЕГО

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О мирском образовании и знании

Оттачивая свой ум не в божественном, а в лукавстве, человек предает себя лукавому. Умный человек – это человек очистившийся, освободившийся от страстей. Если не освятится ум, то от его остроты нет никакого проку. Человеческое знание приносит пользу тогда, когда оно освящается, становится божественным. В противном случае – это человеческое ухищрение, рассудочность, мирская логика.

Слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Души изменяет рожденное от Святаго Духа слово Божие, обладающее божественной энергией. Дух Святый снисходит не с помощью техники, поэтому у Богословия нет ничего общего с бесплодным научным духом.

Знание естественное способствует стяжанию знания духовного. Однако, не выходя из естественного знания, человек не выходит из естества и не восходит на Небо. То есть он не выходит из рая земного, того сада, который орошали воды Тигра и Евфрата, он радуется прекрасной природе и животным, но не восходит в небесный рай, чтобы возрадоваться вместе с Ангелами и Святыми. Для того чтобы взойти в небесный райский сад, необходимо иметь веру в Хозяина этого Сада.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О рационализме нашего времени

Что такое здравый смысл? В духовной жизни он не имеет ни какого места. Он приносит много вреда, если кто-то хочет исследовать с его помощью то, что относится к области божественного – Таинства, чудеса.

Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода.

Как-то мы встречали Светлое Христово Воскресение в одной из калив на Святой Горе. После Божественной Литургии сели за стол – разговляться сыром и пасхальным яичком. Рядом со мной сидел монах – погонщик мулов. Вижу: отодвинул он сыр и яичко в сторону. «Разговляйся», - говорю. «Прости, - отвечает он, - я в тот день, когда причащаюсь, не ем до второй половины дня». Видишь, что он дела из благоговения?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Новое поколение

Сегодня большинству людей неведом вкус той радости, которую подает жертвенность. Если людям удается получить что-то без труда, устроится по теплее, то они считают это достижением. Они огорчаются, если достичь легкой жизни им не удается. Но если бы они смотрели на все духовно, то радовались бы именно этому, потому что в этом случае им дается благоприятная возможность для подвига.

Сегодня приходили студентки и просили меня: «Помолитесь, Геронда, чтобы мы сдали экзамены». А я им на это ответил: «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное. После этого можно расставить по местам и все остальное». Да, если сегодня на лицах юных видны скромность и целомудрие, то это великое дело. А с какой жертвенностью девушки соблюдали свою чистоту в прежние времена!

Духовные отцы советуют, чтобы мальчики не водили дружбы с девочками, насколько духовными ни были бы дети, потому что сам по себе возраст создаст трудности и их юность использует искуситель. Юноша должен делать то, что он может: подвизаться, избегать поводов ко греху. Во всем остальном поможет наш Христос.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О бесстыдстве и неуважении

Вольное обращение – это безстыдство. Оно далеко отгоняет страх Божий подобно дыму, которым мы окуриваем пчел, чтобы они улетели из улья. Отсутствие уважения к людям – самое большое препятствие для того, чтобы к человеку приблизилась божественная Благодать. Чем большее уважение к родителям, учителям и вообще к старшим имеют дети, тем большую божественную Благодать они приемлют.

Мирская среда и мирские родители разрушают детей. Многие родители приводят ко мне своих детей и говорят: «Отче, в моем ребенке бес». А я вижу, что в этих детях нет беса. Детей, имеющих в себе беса, не так и много. Все остальные подвергаются бесовскому воздействию извне. Но и действуя извне, он свое дело все равно делает. А с чего все это начинается? С безстыдства. Разговаривая со старшими с безстыдством, дети отгоняют от себя Благодать Божию. А когда уходит Благодать Божия, приходят тангалашки (бесы) и дети ожесточаются, безчинствуют.

Я хочу сказать, до чего докатились дети. В прежние времена родители ругали нас, могли дать нам ремня, но злого помысла у нас не было. Даже ремень мы принимали как ласку, не противореча, не углубляясь в то, сильно ли мы провинились или не очень. Мы верили, что ремень тоже шел нам на пользу. Мы знали, что родители любили нас и иногда ласкали, иногда целовали, иногда давали нам по затылку, потому что и родительская оплеуха, и родительская ласка, и родительский поцелуй – все это от любви.

ГЛАВА ПЯТАЯ

О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде

Несчастные мирские люди одеваются соответственно своему внутреннему состоянию. В старые добрые времена ряжеными одевались только раз в году – на масленицу. Сейчасбольшинство людей – ряженые постоянно. Особенно женщины – они уже дошли до предела. Поэтому я говорю, что если монастыри не станут удерживающей силой, то никакого другого тормоза не найдется.

Сегодня мужчины стали настолько женоподобны, что часто в них и не различишь мужчин. Некоторые носят серьгу даже в носу. Это значит, что диавол вставил им это кольцо. Только уздечки не видно.

Как-то пришла ко мне женщина с красными ногтями – длиннющими, как у ястреба, и начала просить: «Мой ребенок тяжело болен. Помолись, отче. Я тоже молюсь, но…» - «Что ты там молишься! – перебил я ее. – Такими когтищами ты наносишь раны Христу! Чтобы ребенок выздоровел, постриги сперва свои ногти. Сделай хоть какую-то жертву ради здоровья своего ребенка.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
СТР. 305 – 361
О ЦЕРКВИ В НАШУ ЭПОХУ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О просвещении

Есть и такие, кто хочет создать новый язык. Однако греческий язык имеет «язык» от огненных языков Святой Пятидесятницы. Никакой другой язык не может передать догматы нашей веры.

Наш православный народ стремятся уничтожить. Быть сегодня православным народом – это великое дело. Прежде у нас была философия. Философы приготовили дорогу христианству. То, что существует Эллада, некоторым очень мешает. « Она, - говорят эти люди, - наносит нам вред».

Когда я был маленьким, как же помогало мне то, что я ходил в Церковь! В начальных классах у нас был очень хороший учитель. Он тоже нам помогал, разучивал с нами национальные греческие песни и церковные песнопения. По воскресеньям мы пели в Церкви Великое Славословие, «Молитвами Богородицы…», «Святый Боже», Херувимскую песнь. Так дети учились, освящались, становились ягнятками.

ГЛАВА ВТОРАЯ

О духовенстве и Церкви

Для того чтобы монах имел Благодать Святаго Духа, он должен быть настоящим монахом. Только тогда он обладает некой от Бога данной властью и своей молитвой помогает людям весьма результативно. Но священник , даже не находясь в духовно высоком состоянии, все равно помогает людям – той властью священника, которая ему дана.

Священник никогда не может закрыть перед другими дверь своего дома. Он несет великую ответственность, идя впереди других, чтобы верующие шли за ним.

Как-то раз я встретил на аэродроме одного улетающего за границу молодого архимандрита в мирской одежде. «Я – отец такой-то», - отрекомендовался мне архимандрит. «Ну и где твоя ряса?» - спросил я его и, естественно, не стал брать у него благословения.

Служитель Вышнего Бога должен отличатся многим вниманием, чистотой, бескомпромиссностью. Священники – выше чем Ангелы. Во время совершения Таинства Божественной Евхаристии святые Ангелы закрывают свои лица, в то время как священник это таинство совершает.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О праздниках и нерабочих днях

Для того чтобы ощутимо пережить праздничное событие, в праздник нельзя работать. К примеру, если человек хочет что-то ощутить, пережить в Великий Пяток, то в этот день он не должен быть занят ничем, кроме молитвы.

По правилам, перед вечерней накануне праздника или воскресного дня всякая работа прекращается. В старые времена даже работавшие в поле крестьяне, услышав благовест к вечерне, осеняли себя крестным знамением и прекращали работу. И Бог их благословлял. Они были здоровы и радовались жизни.

А сейчас люди отменили праздники, удалились от Бога и Церкви, но в конечном итоге они растрачивают все заработанные деньги на врачей больницы. Как-то ко мне в каливу пришел один отец и сказал: «Мой ребенок часто болеет, и врачи не могут понять что с ним». – «Прекрати работать по воскесеньям и все уладится», - ответил я ему. И действительно, он послушался, и его малыш больше не болел.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

О Православном Предании

Если сегодня человек старается как-то хранить Предание – соблюдать посты, не работать в праздники, быть благоговейным, то некоторые говорят: «Да он что, с луны свалился? Ведь это все пережитки прошлого! Сейчас это устарело!» Мало – помалу Предание Церкви принимают за сказки. Однако что говорит Священное Писание? «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки».

Святые Отцы воспретили общение с еретиками. Но сегодня призывают к совместным молитвам даже с огнепоклонниками, считая это свидетельством. Европейский дух считает, что с прилавков Общего Рынка можно торговать даже духовными предметами.

Пройдет время, и люди оценят то, что христиане хранят сегодня честь, веру и величие Церкви. Придет время, когда не только верующие, но даже и неверующие поймут, что если нет веры, то мир не сможет устоять.

Мы не имеем права растерять в наши дни то великое наследие, которое оставил нам Христос. Мы, маленький греческий народ, уверовали в Мессию, нам дано благословение просвещать весь мир. Своим Православием мы обязаны Христу и Святым мученикам и Отцам Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить.